натали горинова
Мастер-класс для педагогов «Сюжетосложение как способ развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»
Цель:
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»
Задачи:
-Расширить знания участников мастер- класса по вопросу
«Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»;
-Сформировать мотивацию у педагогов к использованию данного материала в своей работе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сюжетосложение как способ развития социально-коммуникативных навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Формы работы: подгрупповая, фронтальная.
Оборудование: столы, карточки, маски персонажей сказок, смайлики, две корзинки
Основные этапы мастер-класса : теоретическая часть, практическая часть, рефлексия.
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса!
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.
Актуальность
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Решая проблему коррекции эмоциональной сферы детей, возникла необходимость эффективного формирования социально- коммуникативных навыков у детей.
Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации;умение решать конфликтные ситуации.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Ход:
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, которые вы видите на слайде
формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Поэтому, такой способ, как сюжетосложение позволяет развивать у детей все эти навыки.
Сюжетосложение – это каждый новый способ построения игры.
Знаменитый голландский историк и культурфилософ, автор игровой концепсии культуры Йохан Хейзинги писал:
«Детские игры, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности».
Игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому, закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
Одним из эффективных средств формирования сюжетосложения является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющихся способов построения игры. По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, сюжетно-ролевая игра становится очень разнообразна по своим формам, а именно в жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра – фантазирование. Cюжетосложение происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий, в которых быстрее происходит развитие социально- коммуникативных навыков.
Сюжетосложение или Игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, направляющих воображение участников в общее русло. Такими опорами могут быть известные детям сюжеты : сказок, рассказов, игр. Наиболее удобными для такого рассматривания являются сюжеты волшебных сказок.
Сказка по своей природе родственна игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла.
Упражнение – «Путешествие в сказку»
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку. Предлагаю самым смелым педагогам выйти поиграть со мной. (Предлагается педагогам выйти и взять понравившийся ободок сказочного персонажа).
«Жили-были Старик со Старухой. Решили они испечь Колобка. Получился колобок красивый, румяный, но не умел он ни радоваться, ни печалиться. Решили Старик со Старухой отправить его в соседний лес к лесным жителям, чтобы те научили его проявлять своидобрые чувстваи отзывчивость….»
Наметить проблему: придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами, из разных сказок испытывал разное эмоциональное состояние. Уважаемые коллеги, напоминаю вам, что тема нашего сегодняшнего мастер-класса- это развитие социально-коммуникативных навыков, договоритесь, пожалуйста, между собой.
Обсуждение данного упражнения: Вот и научился колобок ….
С помощью сочинения таких сказок - путешествий у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, диалогическая и связная речь, а также творческое воображение,умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
Получать необходимую информацию в общении;
Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
Отстаивать свое мнение;
Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
Принимать и оказывать помощь;
Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Основная часть (практический этап)
Уважаемы коллеги, приглашаю вас апробировать на практике предложенные мною методы.
Прошу выйти 9 человек.
Пожалуйста, ознакомьте нас с данными методами. Представитель стола № 1 прочитайте
Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах».
Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными.
Например: лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.
Представитель стола № 2 прочитайте
Метод «Салат из сказок».
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д.
Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
Представитель стола № 3 прочитайте
Метод «Событийная цепочка».
Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
Каждая команда делает выводы, какие социально- коммуникативные навыки были развиты в сюжетосложении.
Придумайте свою сказку, используя данный метод и сделайте вывод какие социально-коммуникативные навыки развиваются в процессе данной работы. На эту работу у вас есть 3 минуты.
В результате этих методов:
- дети с легкостью выстраивают новые последовательности событий;
-дети становятся более активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными, учатся прислушиваться и договариваться со сверстниками;
-дети раскрепощены, творчески активны.
Хочу вам рассказать притчу.
Притча «Четыре свечи»
В комнате горело четыре свечи. Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить, оберегать, быть вежливыми, договариваться в той или иной ситуации. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек свечи погас.
Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не могут выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они не умеют принимать и оказывать помощь, быть заботливыми,ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких. И через мгновение, эта свеча угасла.
Вдруг… В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я — НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не даст погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны в нашей творческой и очень интересной работе с детьми.
Рефлексия
Если содержание мастер-класса было для вас полезным, веселые смайлики положите в красную корзинку, а если нет, то, в фиолетовую.
Подготовила : Горинова Н. В.