Зоя Сергеевна
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования образа семьи у дошкольников
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во всё многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи. Такие исследователи как A.C. Красовский, С. Ю. Мещерякова, A.B. Мудрик, и другие не раз отмечали важность данного процесса.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования образа семьи у дошкольников» размещена в разделах
Выявлено, что у детей дошкольного возраста представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье (H.H. Поддьяков, И. В. Бестужев-Лада). Также исследователи (Е. П. Арнаутова, A.C. Спиваковская и другие) отмечают, что такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности.
Поэтому возникает необходимость формирования данных представлений осознанно и целенаправленно. Именно дошкольные образовательные учреждения вынуждены брать на себя данную работу по формирование представлений о семье.
Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т. к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются :
• знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
• способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
• те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Современные научные данные доказывают, что у детей, участвующих в сюжетно-ролевых играх, формируется её образ. В семье ребенок включён в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире знания. В исследованиях Куликовой Т. А. подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это - многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на развивающем представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, ценности жизни и деятельности родителей, взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Поэтому сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством формирования представлений о семьи у дошкольников.