Галина Сёмина
Конспект НОД с детьми старшей группы «Свойство и назначение бумаги» с использованием технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад «СОЛНЫШКО» с. Долгоруково ул. Лихачева, д. 29
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.
Бумага - её свойства и назначение.
Выполнила: Сёмина Галина Николаевна.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Свойство и назначение бумаги“ с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
4. Продолжать учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, используя ТРИЗ технологию.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов. Презентация: «Бумага и её свойства».
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок- Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?
(Да)
Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок :
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что это? Догадайтесь сами! (Бумага)
А из бумаги что делают? (ответы детей)
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?
(Из полена, дерева)
Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная)
Определение внешних характеристик материала.
Воспитатель предлагает детям пройти за рабочие столы, на которых лежат наборы бумаги разного вида.
-Ребята, что лежит перед вами? А как вы определили, что это бумага? Какие органы, части тела вам помогли определить, что это такое? (ответы детей – рука, глаза и т. д.)
Воспитатель предлагает детям обследовать бумагу с опорой на МТ (морфологическую таблицу). (Помощь воспитателя при анализе в виде направляющих вопросов)
Цвет у бумаги от белого до любого другого, зависит от её назначения.
Бумага может быть и гладкой и немного шершавой, её легко порвать. На ощупь она холодная (лощенная, теплая (для рисования, приятная.
Если потрогать, смять бумагу, можно услышать легкий шорох.
Бумага не пахнет, если специально не обработана духами. Возможен легкий запах краски если это книга и т. д
Бумага несъедобна. Мы их пробовать не будем.
Воспитатель: Давайте рассмотрим разные виды бумаги : белая бумага, картон, глянцевая, гофрированная, цветная, бархатная, альбомная, ксероксная, туалетная, газетная, обойная, ватман, картон коробочный, наждачная, фотобумага – вся эта бумага разная по своим свойствам и назначению.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги. Давайте пройдём в нашу лабораторию.
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку?
Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2.
Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага? Что с ней случилось?
Вывод: Бумага легко рвётся.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги?
(Бумага рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)
А сейчас Старичок-Лесовичок проведё т свою любимую физминутку:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик снова сесть.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хорошо- плохо». Давайте вспомним правила игры: я называю объект, а вы определяете его положительные и отрицательные свойства.
Проводится игра "Хорошо-плохо" (ТРИЗ-технологии)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры:
Воспитатель: Человек изобрел бумагу. Бумага - это хорошо, почему?
Дети: С помощью бумаги мы учимся читать и писать.
Воспитатель: Бумага - это плохо. Почему?
Дети: Это не прочный материал. Она может сгореть, намокнуть, ее можно смять. Бумажные изделия и предметы – пожароопасные.
Воспитатель: Поэтому подходить к огню или поджигать бумагу очень опасно, ведь бумага очень быстро загорается.
2. Моделирование бумаги методом МЧ (маленьких человечков)
Воспитатель: Ребята, все вокруг нас состоит из маленьких частиц, которые можно увидеть лишь в микроскоп, ученые называют их молекулы, а мы их называем маленькие …. человечки.
Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть сюрприз – вот эта коробочка. (в коробке –Твердики, человечки на магнитах). Предлагает детям взять по одному человечку. Вспомните, как стоят, и держаться за руки человечки в твердых объектах. А теперь прикрепите своих человечков на доску в нужном порядке.
Молодцы! Вспомнили,как стоят маленькие человечки. (Картинку с человечками разместить на доске)
Воспитатель: Как вы думаете, а бумага это твёрдое вещество? (Ответы детей) Значит, в ней живут твердые человечки, которые крепко держаться за руки (показ модели, но они дружат группами, и хотя они стоят все рядышком, но группы бумажных человечков дружить друг с другом не хотят и не держаться друг за друга. Изменить модель сделанную детьми на доске нужным образом.
Построились лишь в несколько рядов, поэтому бумага не прочная.
Воспитатель: Молодцы, ребята! В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу. Садитесь и послушайте.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ
(сопровождается показом слайдов)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так : в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили. Китайское изобретение долго хранилось в тайне.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги. Это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги,
Для журнала, книги и тетради.
Из чего же делают бумагу? ( ответы детей: из деревьев)
Ребята, какую пользу нам приносит лес? ( ответы детей: деревья выделяют кислород, в лесу можно гулять, дышать свежим воздухом, наслаждаться лесной природой. Нужно беречь и охранять лес, сажать новые деревья.)
-Воспитатель: Чтобы изготовить бумагу, на земле каждый день погибают деревья, а ведь деревья – самые долгоживущие растения на земле. Лес - это дом для многих животных, птиц, насекомых, это огромная дружная семья. И чтобы не рубили понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем еще в одну игру «Что сначала, что потом». Давайте объясним Старичку- Лесовичку, что было до появления бумаги, а что будет потом (Молодцы)
Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.
- Какими свойствами обладает бумага? (Бумага рвётся, не прочная, промокает, Но Бумага нужна и важна человеку. У неё своё предназначение в нашей жизни.
-Бумагу нужно беречь. И мы должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго. Будем стараться бережно и экономно обращаться с бумагой.
Старичок - Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками и прощается с детьми.