Маша Дроздова
Воздух и его свойства.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования
по теме: «Воздух и его свойства».
Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас.
Задачи:
Образовательные: Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет.
Публикация «Воздух и его свойства,» размещена в разделах
Развивающие: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии, вам надо отгадать загадку.
Загадка.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воздухе, который нас окружает. Но чтобы узнать все о нем, я предлагаю вам отправиться в исследовательский центр, где мы с вам проведем ряд опытов. Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Тогда вперед! Чтобы нам начать разговор о воздухе, нам надо его обнаружить, а как мы это с вами сделаем?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я предлагаю приступить к опыту №1, он так и называется
«Обнаружение воздуха в пространстве» (целью этого опыта является ощущение давления воздуха при помощи веера. Нам понадобится три листа разной величины; альбомный лист, тетрадный и половинка тетрадного).
Нам нужно с вами сделать из этих листов три разных веера. А вы умеете? Нам нужно сложить эти листочки гармошкой и проверить, какой веер создает самый сильный поток воздуха.
Вывод:
Самый большой веер при обмахивании создает самую большую волну воздуха.
Ребята, а из чего еще можно сделать веер?
Ответы детей.
Молодцы ребята справились с этим опытом, можем приступать к
опыту № 2. «Передвижение предметов». Проведя этот опыт, мы узнаем можно ли с помощью воздуха передвигать предметы. Вы как считаете, ребята, можно или нет?
Ответы детей.
Предлагаю проверить, возможно, это или нет. Приступим?
(Целью этого опыта является убеждение в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. Для этого нам потребуется несколько монет, перышко, карандаш, кубик, книга).
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам подуть на все предметы и тогда мы с вами узнаем какие предметы можно передвинуть с помощью потока воздуха.
Вывод:
Легкие предметы мы можем передвинуть с помощью нашего потока воздуха.
Воспитатель:
Воздух мы с вами ощутили, узнали что с его помощью можно передвигать предметы, а теперь я предлагаю вам приступить к опыту №3
«Давление воздуха». Приступим?
(целью этого опыта является исследование давления воздуха, для этого нам потребуется 2 воздушных шарика, воронка, стакан воды)
Воспитатель:
Чтобы провести этот опыт, нам нужно надуть воздушный шарик. Ребята, а что находится внутри этого шарика? Обратите внимание, как воздух давит на стенки шарик изнутри. Как вы считаете только на низ или на все стенки сразу?
Ответы детей.
Воспитатель:
Теперь мы заполним шарик водой и посмотрим, как вода давит на стенки шарика.
Вывод:
Воздух давит на все стенки изнутри одновременно, а вода только на нижнюю стенку.
Воспитатель:
Воздух мы с вами обнаружили, теперь я предлагаю вам исследовать свойства воздуха. Вы согласны? Тогда приступаем к опыту №4
«Распространение звука в воздухе». Приступим?
(Целью этого опыта является исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе. Подготовки не требует)
Воспитатель:
Что бы нам провести нам потребуется, а как вы думаете что?
Ответы детей.
Воспитатель:
Одна другой касается
Хлопок получается. (Ладошки)
Воспитатель:
Правильно. Когда мы с вами хлопаем в ладоши, воздух между ладошками выталкивается и создается звуковая волна. Предлагаю вам с начала похлопать пальчиками, теперь ладошки на небольшом расстоянии друг от друга, затем мы похлопаем, как обычно хлопаем. Когда звук звонче?
Ответы детей.
Вывод.
Мы узнали, что воздух между ладошками выталкивается и создает звуковую волну.
Воспитатель:
И последний наш опыт №5 «Реактивная сила воздуха»
(Целью этого опыта является наблюдение за реактивной силой воздуха, для этого нам понадобится воздушный шарик)
Воспитатель:
Начнем? Для этого нам нужно надуть воздушный шарик и отпустить его. Что происходит с шариком? Он летит.
Вывод:
Воздух вырывается из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.
Воспитатель:
А воздух вы видите? Что можно о нём еще сказать?
Дети: Невидимый.
Воспитатель:
А какой он по цвету?
Дети: Бесцветный.
Воспитатель:
А по запаху?
Дети: Без запаха.
Воспитатель:
А еще, какой воздух?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель:
Верно, а что ещё у нас есть прозрачное? Давайте найдём прозрачные предметы в нашей группе (окна).
Воспитатель:
Ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу. С помощью опытов мы определили, что вокруг нас есть воздух и он может двигаться и двигать другие предметы. Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.