светлана маркова
Субъектность в предметной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности, утверждение себя как личности. Закладывается общественная направленность ребенка, навыки социального поведения.
Образцами поведения служат, в первую очередь, непосредственно окружающие его люди – РОДИТЕЛИ и ВОСПИТАТЕЛИ. От того, каков он, воспитатель, каким он выглядит в глазах детей, зависит многое.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Проблема влияния личностных качеств воспитателя на ребенка заслуживает не меньшего влияния. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, внушаемость, эмоциональность) взрослый оказывает педагогическое воздействие своими личностными качествами на формирующуюся психику ребенка.
В связи с этим можно проследить как велика роль взрослого, реализуется ли субъектность в предметной деятельности и является ли воспитатель - субъектом предметной деятельности.
Мне показалось исследование этой темы очень интересным, важно было узнать как воспитатель отражается в ребенке, действительно ли воспитатель персонализован в ребенке.
В психологии существует 3 подхода к пониманию личности:
1. Личность трактуется как эзотерическое «я» субъекта;
2. …как экзотерическое «я» субъекта;
3. …как интеграция «эзотерического» и «эзотерического»;
4. Ключевым является понятие «отраженная субъектность».
Понятие «отраженная субъектность» в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого.
«Отраженная субъектность» есть форма идеальной представленности этого человека в моей жизненной сутуации, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении.
Проведены исследования на эту тему.
Гипотеза исследования: достижения в профессиональной деятельности воспитателя способствуют установлению доверительных отношений с детьми и обеспечивают принятие ребенка, таким, каков он есть; обеспечивают условия успешного психического развития.
Исследования были проведены с целью изучить субъектность воспитателя в профессиональной деятельности.
На 1этапе выявлялись особенности педагогической деятельности воспитателей. Применялись следующие методики: тест «Моторная проба Шварцландера» (исследование уровня притязаний, опросник Ю. М. Орлова на выявление потребности в достижениях, тест-опросник А. Мехрабиана для измерения страха отвержения и стремления к принятию.
На 2 этапе идет сбор данных поведения ребенка с помощью диагностического обследования, где применяются методики такие, как рисуночный тест Гудинаф – Харриса, «Перепутанные линии» (исследование устойчивости зрительного восприятия, методика на готовность ребенка к школе.
Было выявлено, что личностные качества воспитателя преломляясь через призму его ролевых обязанностей становятся важным фактором, определяющим содержание, характер, и особенности влияния личности воспитателя на детей.
В отраженной субъектности преобразуются как отрицательные, так и положительные свойства воспитателя. Дети не просто отражают, дети «переживают» образ воспитателя.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы, что воспитатель является наиболее референтным для детей лицом в деятельностно-опосредствованном типе взаимодействия. Субъектность в предметной деятельности воспитателя реализуется в достаточной степени.