светлана маркова
Субъектность в предметной деятельности воспитателя
Известно, что в дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности, утверждение себя как личности. Закладывается общественная направленность ребенка, навыки социального поведения.
Образцами поведения служат, в первую очередь, непосредственно окружающие его люди – РОДИТЕЛИ и ВОСПИТАТЕЛИ. От того, каков он, воспитатель, каким он выглядит в глазах детей, зависит многое.
Публикация «Субъектность в предметной деятельности воспитателя» размещена в разделах
Проблема влияния личностных качеств воспитателя на ребенка заслуживает не меньшего влияния. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, внушаемость, эмоциональность) взрослый оказывает педагогическое воздействие своими личностными качествами на формирующуюся психику ребенка.
В связи с этим можно проследить как велика роль взрослого, реализуется ли субъектность в предметной деятельности и является ли воспитатель - субъектом предметной деятельности.
Мне показалось исследование этой темы очень интересным, важно было узнать как воспитатель отражается в ребенке, действительно ли воспитатель персонализован в ребенке.
В психологии существует 3 подхода к пониманию личности:
1. Личность трактуется как эзотерическое «я» субъекта;
2. …как экзотерическое «я» субъекта;
3. …как интеграция «эзотерического» и «эзотерического»;
4. Ключевым является понятие «отраженная субъектность».
Понятие «отраженная субъектность» в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого.
«Отраженная субъектность» есть форма идеальной представленности этого человека в моей жизненной сутуации, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении.
Проведены исследования на эту тему.
Гипотеза исследования: достижения в профессиональной деятельности воспитателя способствуют установлению доверительных отношений с детьми и обеспечивают принятие ребенка, таким, каков он есть; обеспечивают условия успешного психического развития.
Исследования были проведены с целью изучить субъектность воспитателя в профессиональной деятельности.
На 1этапе выявлялись особенности педагогической деятельности воспитателей. Применялись следующие методики: тест «Моторная проба Шварцландера» (исследование уровня притязаний, опросник Ю. М. Орлова на выявление потребности в достижениях, тест-опросник А. Мехрабиана для измерения страха отвержения и стремления к принятию.
На 2 этапе идет сбор данных поведения ребенка с помощью диагностического обследования, где применяются методики такие, как рисуночный тест Гудинаф – Харриса, «Перепутанные линии» (исследование устойчивости зрительного восприятия, методика на готовность ребенка к школе.
Было выявлено, что личностные качества воспитателя преломляясь через призму его ролевых обязанностей становятся важным фактором, определяющим содержание, характер, и особенности влияния личности воспитателя на детей.
В отраженной субъектности преобразуются как отрицательные, так и положительные свойства воспитателя. Дети не просто отражают, дети «переживают» образ воспитателя.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы, что воспитатель является наиболее референтным для детей лицом в деятельностно-опосредствованном типе взаимодействия. Субъектность в предметной деятельности воспитателя реализуется в достаточной степени.