Елена Пугачева
Опыт работы по конструированию из различных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети, - писал К. Ушинский, - не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом.
Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек - различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения, расчленять их на части (геометрические формы, сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети применяют доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Большая роль принадлежит деятельность руки, связанная с работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке, как тонкому органу осязание, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предмете более полным, более глубоким. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и ротового (речевого) аппарата, человек имеет возможность воздействовать на внешний мир. Строительные игры способствуют развитию речи детей, они обогащают её новыми понятиями, терминами.
Строительная игра ценна и тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария, дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы : глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;
б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;
в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.
Таким образом, строительные игры, при правильном руководстве ими, являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого воображения и отображения явления окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.
Мы в детском саду «Сказка» работаем по программе Н. М. Крыловой, в ней очень хорошо прослеживается ежедневная строительная игра и взаимо- связь с ней. А вот работа с бросовым, природным материалом ущемлена, а сколько появляется новых творческих горизонтов. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. В связи с этим мы решили вести в нашей группе кружок «Наши руки не для скуки» расширяет рамки программы в части конструирования, но по прежнему ориентирует на развитие конструктивных навыков детей. Работа в данной области интегрируется с духовно – нравственным воспитанием, что позволит воспитать в детях такие качества как доброта и сострадание, взаимопомощь и взаимопонимание и др. Программа предусматривает конструирование с различными материалами : природным, бросовым, строительным. Кроме этого, предусмотрена работа с методическими пособиями и играми: наборами Фребеля, «Логико – малыш», «Квадратами Воскобовича».
Работа с природным и бросовым материалом дает большие возможности для сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление поделок из бросового материала - труд кропотливый, интересный, необычный и результативный, ведь ребенок сразу видит результат своей деятельности. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений - детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Это также плодотворно влияет и на взаимосвязь детский сад- воспитанник-родители. Которые с удовольствием не только любуются результатами своих чад, но и с охотой заготавливают, находят материал для работ, тем самым оказывают поддержку и информированы действием событий При этом у детей формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.