Ольга Переверзева
Технологический проект «Страна умственных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная педагогическая технология
"Страна умственных способностей».
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Публикация «Технологический проект „Страна умственных способностей“» размещена в разделах
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свою инновацию, которая позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Актуальность проблемы и обоснование необходимости ее решения.
Формирование и развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Данная инновация дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении инновации уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься. В рамках инновационной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность инновации не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению данной инновации, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных познавательных интересов являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования познавательных интересов;
– учет особенностей детей в процессе формирования познавательных интересов;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цели и задачи:
Цель инновации: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Сроки реализации инновации: сентябрь - май
Предполагаемые результаты инновационной программы
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
• Считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь и времена года.
• Различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно используют эти слова.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполняют его самостоятельно.
• Дети стали больше проявлять интерес к логическим играм.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием логических операций, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Сенсомоторное развитие
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Игровая деятельность
Формирует желание действовать с различным игровым материалом, развивает игровые умения;
Побуждает детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учит детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх - воспитывать творческую самостоятельность.
Заключительный этап:
• Диагностика детей в конце учебного года.
• Презентация инновационной технологии.
Оборудование для реализации данной инновационной технологии :
Водонепроницаемый деревянный ящик
Песок промытый, прокаленный
Лопатки
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Камешки
Бусинки
Пуговки
Кисточки
Набор мелкой посуды
Палочки
Наборы картинок по различным лексическим темам
Фишки разных цветов
Набор игрушечных овощей
Веревки различной длинны
Мелки
Музыкальные инструменты
Карты образцы со схематическими изображениями предметов
Карандаши ;Цветная бумага
Методическая литература, на основе которой была составлена программа
1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраст» /Авт. -сост.. – СПб, 2012.
2. Р. И Говорова, Л. И Цехановская. «Страна умственных способностей» / - М., 2006.3. Аксенова М. Л. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
4. Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001/
5. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
6. Альтшуллер Г. С. Структура талантливого мышления //Альтшуллер Г. С. Творчество, как тонкая наука. –М. : сов. радио. 1979.
7. Альтшуллер Г. С., вёрткин И. М. как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – МН., Беларусь, 1994г.
8. Береславский Л. Я. Интеллектуальная мастерская. М. : Линка - Пресс, 2000г.
9. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. М. : Рольф 2000г.
10. Баландина Л. А., ГавриловаВ. Г., Горбачёва И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Скрипкина Н. М. Диагностика в детском саду//Методическое пособие. Ростов-на-Дону 2004г.
Перспективный план мероприятий по инновационной Программе
«Страна умственных способностей»
Октябрь
Игры на развитие внимания
«Где, чья тень?»
Цель: развитие умения находить заданные силуэты.
Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления.
Развитие приемов зрительного наложения.
Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости.
Ход игры:
1 вариант:
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.
«Найди отличия»
Игра предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Данную игру можно использовать в условиях дошкольного учреждения педагогами и в условиях семьи – родителями.
Детям предлагается возможность угадать, кто изображён на картинке, из какого мультфильма этот персонаж. Затем взрослый предлагает её описать, и рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации надо найти отличия и определить, чем они отличаются и какого цвета отличия.
Отвечая на несложные игровые задания, ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. Потому что вся игра проиллюстрирована красочными картинками.
Цель:
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Задачи игры:
Продолжать развивать умение последовательно рассматривать картинки.
Развивать внимание, память, мышление.
Активизировать речь детей.
Форма организации: индивидуальная или подгрупповая
«Что напутал художник»
Цель: развитие мышления, внимания. Предложите ребенку одну из картинок и скажите: "Посмотри внимательно на картинку, бывает такое или нет, что напутал художник, когда рисовал картинку"
Описание: Занимательная игра для детей дошкольного возраста. Занимаясь по ней, ребенок сможет развить внимание, зрительное восприятие, память, связную речь.
Ребенок должен найти все ошибки, которые сделал художник. Попросите ребенка придумать фантастический рассказ по картинке.
«Что забыл нарисовать художник»
Цель: развитие представлений о предметах.
Задачи: знакомить детей с творчеством известных художников; развивать наблюдательность, умение использовать свой опыт и знания.
Материал: репродукции картин известных художников, с отсутствующими на них некоторыми деталями.
Описание игры: ребенок должен внимательно рассмотреть картину, нарисованную художником, и назвать то, чего нет на картине.
«Прятки с игрушками»
Задача игры: Развивать у детей устойчивость внимания.
Описание игры:
Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель. Закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
Краткое описание:
Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:
по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)
по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)
по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)
выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.
Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.
«Запоминай-ка»
Цель. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, память. Развивать наглядно-образное мышление
Краткое описание:
В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рассмотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают, запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность расположения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.