Оксана Лазарева
«Старт в Космос». Конспект открытого занятия по развитию речи детей с ОНР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
по развитию речи детей с ОНР в старшей группе
«Старт в космос»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р,С.
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р»,"С", на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Планеты» /кто был первым космонавтом, космические ракеты/
3. Разучивание с детьми стихотворений о космосе.
4. Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космическое путешествие».
5. Чтение рассказов из книги «Планеты»
6. Рассматривание картинок из серии Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
Используемая литература:
1. Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
Ход занятия.
- Ребята, предлагаю вам сегодня отправимся в космическое путешествие!
- Я предлагаю отправиться в путешествие на ракете,
- Вы готовы?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
-Перед полетом мы с вами должны повторить правила поведения при взлете.
Я буду называть вам правила:
Пристегнуться
Запоминать все планеты по порядку
Быть внимательным
Не трогать,что не нужно
И так правила, прослушины успешно.
И теперь нам пора отправляться в космос.
Занимайте свои места на нашем корабле
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти
(10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах. расскажет Саша
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания. /
Задание: Отгадайте загадки:
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово Веера и запомним его.
/дети произносят слово Венера /
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС /.
Космическая физкультминутка (музыкальная "Я ракета")
- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется
«Юрий Гагарин», а расскажет Вероника
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку.
Мы приближаемся к планете Юпитер, и здесь нам нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета в космосе.
«луна» - В небе ночью светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты "Сатурн" и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн /
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы поднимаете руки. Что не летает – руки не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
А теперь вспомните и скажите какое состояние испытывают космонавты, на космическом корабле? (невесомость)
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же, как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например:
звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя,
А называется (Земля)
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой прекрасной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
Ну вот наше космическое путешествие подошло к концу, посмотрите ребята к нам в гости
- Ребята, к нам в гости с Луны прилетел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось? Какие планеты больше всего запомнились?
- Сейчас Лунтик подарит вам на память о нашем путешествии звездочку.
Загадайте желание и оно обязательно сбудется.