ромашкина ирина
Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников
Семья и дошкольное детское учреждение – это два наиболее важных института социализации детей дошкольного возраста. Несмотря на различные воспитательные функции, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие и семьи и детского сада.
Проанализируем термин «взаимодействие». Словарь С. И. Ожегова трактуют этот термин следующим образом: «Взаимодействие – это процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, переживаниями, это деятельность, общение» .
Публикация «Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников» размещена в разделах
По мнению В. Н. Мясищева взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом этого взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношения индивидов, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, то оно служит проявлению истинных отношений. Но, когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного субъекта другим, оно способно маскировать истинные отношения.
С позиции общения семьи и детского сада, взаимодействие подразумевает организацию такого воспитания, при котором воспитатели и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на воспитанников, то есть действия общие, обусловленные, связанные, и дополняющие друг друга.
Автор Е. В. Коротаева указывает, что современное представление о педагогическом взаимодействии основывается на понимании его как особой связи объектов и субъектов образования, детерминированной образовательной ситуацией, основанной на событийно-информативном, эмоционально-эмпатийном и организационно-деятельностном единстве и приводящей к качественным или количественным изменениям в организации педагогического процесса. Изменения в результате педагогических взаимодействий могут носить как развивающий, так и разрушающий характер, разделяя тем самым виды педагогических взаимодействий на деструктивный и конструктивный.
Важными характеристиками педагогического взаимодействия являются взаимопонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимовлияние, совместимость. Они по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса.
Понятия взаимодействия, сотрудничества
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
• информационно-педагогические материалы;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
• объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей : - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Спецификой работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанников является :
• высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
• высокий уровень занятости родителей воспитанников;
• высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в ДОУ на современном этапе.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится воспитателем в соответствии со следующими принципами:
• высокий профессионализм;
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость и конгруэнтность воспитателя ДОУ;
• мотивирование родителей к взаимодействию с педагогом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия : дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т. п.).
Запорожец А. В. выделяет две основные задачи работы ДОУ с семьёй :
• Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.
• Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.
Т. А. Данилина изучила вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получать родители и воспитатели друг от друга. Оказалось, воспитателям требуется помощь организационного характера и активная деятельность родителей в решении проблем детского сада. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребенка, а также в подготовке детей к школе. Большинство родителей жалуются на то, что не получают конкретных советов по поводу развития ребенка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада (по сравнению с семьей) в подготовке детей к школе и общению со сверстниками.
Основная задача педагогов состоит в то, чтобы заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
На основе анализа литературы можно выделить следующие традиционные формы работы с семьей :
- посещение на дому, групповые родительские собрания, общие собрания родителей, индивидуальные беседы, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры;
- школа молодых родителей;
-лектории и университеты педагогических знаний;
- педагогические кружки;
-уголок для родителей;
- библиотечка для родителей;
- папка – передвижка;
- при групповой стенд и др.
Эти общеизвестные формы работы начали создаваться в 20-е годы XX столетия и получили широкое распространение в практике общественного дошкольного воспитания (поэтому они и называются традиционными). Они подразделяются на:
- Коллективные формы работы : родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности определенной группы, встречи с родителями («Давайте познакомимся!», вечера вопросов и ответов, заседания «круглого стола», занятия тренингового характера, основная цель которых помочь родителям правильно строить общение и совместную с ребенком – дошкольником деятельность, совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения, выставки совместных работ родителей и детей, школы для родителей, родительские конференции, совместные педсоветы или домашние педсоветы, которые проводятся у родителей дома.
- Индивидуальные формы работы : индивидуальные беседы и консультации, посещение семьи.
- Наглядно-информационные формы работы : выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей», папки – передвижки с материалами по различным вопросам.
Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
В настоящее время практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, желая разнообразить и усовершенствовать эту работу. Хотя в педагогической литературе нет такого определения, эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О. Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов.
Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Проводятся дни и недели открытых дверей, родители привлекаются к подготовке утренников, они сочиняют сценарии, стихи, вместе с детьми исполняют песни, участвуют в самых различных конкурсах, состязаниях: «Педагогическое поле чудес», «КВН», спортивные праздники, конкурсы знатоков педагогических секретов, устные жанры и др.
Подобные формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, если чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия и уделять должное внимание педагогическому содержанию.
Исходя из трудностей по взаимодействию педагогов и родителей, Л. М. Кларина предложила открыть дискуссионные клубы и клубы по интересам для педагогов и родителей, спортивные секции для детей и родителей, библиотеки детской литературы и др.
Т. А. Данилина, в свою очередь, разработала рекомендации для работников дошкольных учреждений по проведению родительских собраний, психологического консультирования и выступлению специалистов-педагогов на родительских семинарах. Она также считает, что целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Идею Т. А. Данилиной о создании программ, которые стали бы ориентиром, как для педагогов, так и для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка, взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, поддерживают многие ученые [12, с. 45].
Следует отметить, что в последнее время появилось несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Например, программа «Из детства - в отрочество» (научный руководитель - Т. Н. Доронова). Она основана на глубоком контакте родителей и педагогов. В ее содержании четко и обстоятельно выявляется установка на взаимодействие с родителями, выделяются методы и формы сотрудничества.
Таким образом, от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы педагогов детского сада зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.