Александра Никонова
Конспект НОД «Спасем планету Земля» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности (Познание).
На тему: «Спасем планету Земля» для детей старшей группы.
Подготовила:
воспитатель Никонова Александра Владимировна
Цель:
Формировать предпосылки экологического сознания путем обогащения знания детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Спасем планету Земля“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные задачи: Систематизировать знания детей о лесе, о животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе; обогащать словарный запас детей; совершенствовать навыки связной речи детей; формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; учить проводить простейшие опыты с водой; создавать условия для формирования представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственного модели поведения на природе на основе психо-возрастных особенностей личности дошкольника.
Развивающие задачи: Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития; развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное гуманное отношение к природе, уважение к деятельности защитников природы, ответственность, навыки сотрудничества; развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения; развивать способность к прогнозированию будущих изменений; содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность «морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы на практике); воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.
Планируемый результат : Развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы; активизация интереса родителей к вопросам социально-нравственного воспитания.
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Социализация»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».
Приоритетные образовательные области: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Материалы и оборудование:
-Магнитные доски;
-Картинки с изображением животных (тайги, жарких стран, холодных стран, домашних животных);
-Картинки с изображением птиц (зимующих, перелётных, домашних);
-Макет изображения планеты Земля;
-Макеты домиков (жёлтого, белого, зелёного, коричневого цвета);
-Звёзды со схематичным изображением животного, птицы, насекомого, капли;
-Модели экологической цепочки;
-Материал к дидактическим играм «Где чья земля?», «Разместим птиц по домам».
-Материал для проведения опытов.
Ход мероприятия:
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать всех вас!
Сегодня мы с вами услышим и увидим много интересного о животном и растительном мире нашей планеты Земля и совершим волшебное путешествие. Итак, начинаем!
Воспитатель: Я сегодня хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала, вам придется отгадать загадку.
Моря есть плавать нельзя,
Дороги есть ехать нельзя,
Земля есть пахать нельзя.
Что это?
Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это?
Дети: это глобус.
Воспитатель: правильно. Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте мы его рассмотрим, и загадка окажется простой.
Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?
Дети: реки, моря, океаны.
Воспитатель: а желтым и коричневым?
Дети: горы и пустыни.
Воспитатель: а зеленым?
Дети: леса и долины.
Воспитатель: ещё есть белый цвет, что же обозначает он?
Дети: ледники – Северный и Южный полюс.
Голос по радио: Здравствуйте, добрые дети! Я – земля!
Воспитатель: Земля, здравствуй! Ты говоришь с нами? Ты нас слышишь?
Голос: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбрасывает на земле человек. Сил моих всё меньше и меньше…
Воспитатель: Земля, Земля, неужели ты можешь погибнуть?
Голос: У вас есть ещё время, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению.
Воспитатель: Но что же нам делать, ребята? Как помочь планете?
Воспитатель: Ребята, давайте прислушаемся к своей планете - к голосами зверей и птиц, цветов и деревьев. Они станут нашими звёздами, по которым мы будем путешествовать. Ту звезду, на которой мы побываем, мы поместим на нашу планету.
(звё зды-изображения: птиц, деревьев, цветов, животных, насекомых, капельки.)
Воспитатель: Выберите, на какой звезде мы вначале побываем.
I. Животный мир.
Воспитатель: Перед вами домики разных цветов. Назовите их. (белый, жёлтый, зелёный, коричневый).
Они обозначают: тундру, жаркие страны, тайгу и дом человека. Поместите животных туда, где они живут.
Дидактическая игра «Где, чья земля».
Воспитатель : Правильно, ребята.
А посмотрите, что это за звери?
Я глазам своим не верю.
Чьи рога? Чья голова?
Узнаю едва - едва.
Что тут так? А что не так?
Получился кавардак.
Надо разобраться: где чей нос,
Кто чужой пятак унёс,
У кого чужие рожки
Помогите мне немножко.
Дидактическая игра «Путаница».
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь животным на земле?
(Ответы детей – Надо не выбрасывать из дома кошек и собак – не будет бездомных. Если увидишь в лесу норку животного – не надо её трогать. В лесу на веточки можно накалывать грибы для белочки – она их найдёт зимой. Меньше рвать в лесу грибов и ягод – ими питаются животные. Не кричать в лесу.)
Воспитатель: Давайте поместим животных на нашу планету.
2. Растительный мир.
Воспитатель : Здесь прекрасные цветы!
И на каждой, на ромашке
Затаилось по букашке.
На одной, смотри какая,
Бабочка сидит смешная!
Если ты её найдёшь,
В мир зелёный попадёшь!
Воспитатель: Вот мы и попали в чудесный мир растений.
Воспитатель: Есть у С. Маршака стихи, которые начинаются словами «Что мы сажаем, сажая леса».
Люди разных профессий ответили бы по - разному.
Какую пользу нам приносят деревья? (делают из них мебель, бочки, тару, музыкальные инструменты, дома и т. д.)
Воспитатель : Ребята, а что сказал бы врач: «Что мы сажаем, сажая леса?»
(Ответы детей – Здоровье, т. к. деревья дают чистый воздух, а листья деревьев впитывают в себя плохой воздух. Лесом можно любоваться, в нём можно отдыхать, прятаться от знойного солнца.)
Воспитатель: Ребята, а как помочь лесу?
(Ответы детей – Не загрязнять, если отдыхали, то мусор после себя надо убрать. Не ломать ветки. По лесу надо ходить осторожно, не наступать на маленькие деревца. Не рубить ёлки, не рвать цветы. Не разжигать в лесу костёр).
Правила поведения в лесу.
1. Не кричать.
1. Не разводить костер.
3. Не разорять муравейники, птичьи гнезда.
4. Не ловить насекомых.
5. Не ломать ветки.
Мы должны помнить, что лес - это наш друг и помощник. И относиться надо к нему бережно.
Словесная игра «Можно-нельзя»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нельзя)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нельзя)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (можно)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (можно)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нельзя)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нельзя)
Если мусор уберу,
Огрызки закопаю? (можно)
- А сейчас давайте покажем ещё одну физкультминутку:
Ветер тихо клён качает (руки за голову согнутые в локтях)
Вправо-влево наклоняет (при наклонах смотрим на локоть)
Раз-наклон, два - наклон, (наклоны в сторону)
Зашумит листвою он. (Опускаем руки вниз)
На зарядку солнышко (смотрим на доску вперёд)
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы (приподняться на носочки, смотрим вверх
на кончики пальцев рук.
По команде «раз»
А над нами весело
Шелестит листва (Движения руками вправо, влево
сопровождаем взглядом)
Опускаем руки мы
По команде «два». (Опускаем глаза вниз)
Давайте деревья тоже поместим на вашу планету.
3. Певчие друзья.
Воспитатель: Перед вами птицы. На какие три группы их можно разделить?
(зимующие, перелётные, домашние)
Поместите зимующих птиц на кормушку, перелётных - на дерево или рядом с деревом, а домашних - к дому.
Дидактическая игра: «Размести птиц по домам».
Пальчиковая игра «Стайка».
Прилетели птички:
Снегирь и синичка,
Прилетел и скворушка –
Серенькое перышко.
С ними их приятель –
Развеселый дятел.
Следом – птичка соловей
И драчливый воробей.
Прилетела совушка -
Сонная головушка.
Не отстал и свиристель,
А за ним и коростель.
Ну, а это – злой орлан
Птички, птички – по домам!
Воспитатель: Слышите, даже птицы запели. Ребята, а вы любите слушать птиц и наблюдать за ними?
Очень хитрые загадки предлагает нам отгадать планета земля.
(Читает загадки)
Загадки:
1. Ищет целый день он крошки ест, букашек, червяков. Зимовать не улетает, над карнизом обитает. (воробей)
2. Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она (ворона)
З. Он в берете ярко-красном, в чёрной курточке атласной,
Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит. (дятел)
Воспитатель : Дети, а как вы можете помочь птицам?
(Ответы детей – Их надо зимой подкармливать, делать кормушки, строить скворечники. Если увидели гнездо, не надо качать ветку – гнездо может упасть, птенцы погибнут. Нельзя гнездо брать в руки или птенцов, мать их потом бросит.)
Воспитатель: Вот и ещё на одной звезде побывали, давайте поместим птиц на нашу планету.
4. Вода.
Воспитатель: А вот эта звезда – «Капелька»
Воспитатель: Ребята, а что может быть из капельки?
(река, озеро, море, ручьи, океан, дождь)
Давайте вспомним как начинается дождь.
Физкультминутка «Капельки»
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Тучка собирается.
(дети стоят в кругу, встряхивая руками)
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап!
Дождик начинается.
(дети кружатся)
Вот на землю капельки, капельки упали.
(дети приседают)
Ручейки по земле быстро побежали.
(бегут по кругу)
Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Дождик продолжается.
И никак, и никак дождик не кончается.
(ходьба на месте)
Воспитатель: Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная? (ответы детей)
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности (ответы детей)
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
На экране появляется изображение «загрязненная река».
Воспитатель: Что вы видите? А тут мы видим – много мусора в реке.) Как вы думаете кто столько мусора набросал в реку? Конечно же люди! А почему Земле не нравится, когда мусор в реках, морях, океанах? Мусор пахнет, когда гниет? Да! Значит вредные вещества находятся в воздухе, человек вдыхает и болеет. Что еще плавает вместе мусором? Правильно, это погибшая рыба. А почему она погибла? Потому что в воду много вредных веществ попало с мусором. А если человек искупается в такой воде, что с ним произойдет? Правильно, заболеет.
Воспитатель: А как вы можете сберечь наши реки?
(не загрязнять, не бросать мусор в воду, экономить воду)
Воспитатель: А эта звезда называется «Насекомые».
5. Насекомые.
Воспитатель: Есть насекомые полезные. Какие?
(пчёлы, муравьи, дождевые черви)
Есть плохие. Назовите их.
(комары, бабочки капустницы, гусеницы)
Почему они плохие?
(они уничтожают листья, траву, кору деревьев)
Кто питается насекомыми?
(птицы, животные)
Что было бы, если бы исчезли вредные насекомые?
(птицы лишились бы еды и погибли)
А если бы погибли птицы?
(погибли бы деревья)
А если бы погибли деревья, кто бы ещё погиб?
(травоядные животные)
А если бы погибли травоядные животные, что произошло бы?
(погибли бы хищники, которые ими питаются)
Выставляются модели экологической цепочки (исчезновения)
Воспитатель : Посмотрите как всё взаимосвязано в природе. Одни живые существа не могут без других жить.
(Говоря это воспитатель снимает с экрана всех птиц).
- Кому от этого станет хорошо? (насекомым).
- Их станет больше или меньше? (больше)
- Приглашается ребёнок, и он быстро выкладывает всех имеющихся в наборе насекомых).
- Посмотрите, сколько много насекомых, кому от этого стало плохо? (насекомые быстро съедят все листья на деревьях).
- Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зелёные деревья на голые.
Вызванный ребёнок производит указанную замену).
- Посмотрите ребята, насекомые съели всю растительность. Кто остался без пищи? (зайцы, белки, ежи, лоси).
- Что может случиться с ними? (Зверям негде спрятаться, они становятся добычей для хищников, могут погибнуть от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась).
- Раз их в этом лесу не будет, давайте уберём их с экрана.
(Вызванный ребё нок снимает фигурки животных: зайцев, белочек, ежей, лосей – кроме хищников).
- Как же будут себя чувствовать хищники - лисы, волки, медведи?
Они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут, либо уйдут в другие места).
- Давайте уберём и хищников. (Вызванный ребёнок делает это).
- Ребята, скажите пожалуйста, что же осталось от пышного красивого леса? (Голые деревья).
- Вам нравится такой лес? (Нет, вообще не нравится).
- А по какой причине это произошло? С чего всё началось? (Из – за того, что из леса исчезли птицы, животные лишились не только пищи, но и дома).
- Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
- В природе всё взаимосвязано, поэтому там, где насекомые, там и птицы. Трудно даже с представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них, считается важным, полезным для государства делом.
- Природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь!
- Тогда, давайте вновь воссоздадим лес в его первозданном виде.
(Дети заменяют голые деревья, на деревья с зелёными листьями, и заново выкладывают животных, птиц, насекомых и т. д.)
Воспитатель: Давайте насекомых тоже поместим на нашу планету.
Воспитатель : Какая красивая у вас получилась Земля!
Вед: Мы сегодня провели праздник нашей планеты Земля, вы знаете, какая она красивая в любое время года, какая она щедрая: дарит нам свои плоды, свою красоту. Сколько на земле интересного : животные, растения, насекомые! Какая земля разная : реки, горы, леса и поля, моря и океаны. Всюду - жизнь! Рыбы, животные и птицы не выращивают цветов, не строят города, не умеют считать и рисовать! Но сколько нужного и полезного они дают людям! Как важны растения, которые кормят и согревают нас. Вся природа радует нас и заботится о них. Мы должны любить нашу землю и беречь её. Каждый на земле должен заниматься своим важным делом! А мы будем помогать земле.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено, вы так хорошо занимались, и я приготовила для вас маленькие подарки.