Гареева Светлана Вячеславовна
Создание экологической развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
Публикация «Создание экологической развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
- создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
- создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Необходим вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду :
- соответствие целям и задачам реализуемой программы;
- гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);
- приоритетное направление работы детского сада;
- уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
- ближайшее природное окружение;
- ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);
- связь с социумом.
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты:
1. Экологический уголок :
• Комнатные растения и картотека к ним;
• Карты мира, края, звездного неба;
• Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
• Макеты "Скотный двор", «Зоопарк» и т. п. ;
• Календари природы;
• Огород на окне;
• Природный материал
2. Лаборатория:
• Материалы для детского экспериментирования
(стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);
• Микроскоп;
• Природный материал.
3. Художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей
• Познавательная литература о природе;
• Литература по уходу за животными и растениями;
• Подбор картин и иллюстраций из жизни животных,
растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы,
аудиоматериалы.
4. Экологическая тропа на территории детского сада:
• Игровые площадки для организации экологических
праздников, экскурсий и игр;
• Различные породы деревьев;
• Огород, цветник (различные виды цветов,
кустарники, ягоды).
В детском саду экологически развивающая среда может быть
организована как традиционный Уголок природы или Лаборатория природы.
Экологический уголок
Экологический уголок является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.
В процессе наблюдений за обитателями уголка природы в сочетании с трудом по уходу за ними у детей формируются представления о растениях и животных как живых существах, их потребностях, о росте, развитии, изменении жизни в зависимости от сезона.
К постоянным обитателям относятся комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие, некоторые земноводные (шпорцевые лягушки) и пресмыкающиеся (например, черепаха). Пополнять экологические уголки надо постепенно по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся за ними ухаживать. Оформление экологического уголка должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.
Зона коллекций
Коллекции предназначены для знакомства детей с различными
природными объектами, для развития у них навыков классификации
объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный
материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны
для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
• Доступность объектов сбора (камни, семена растений,
сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и
морские раковины и т. д.)
• Разнообразие
• Краеведческий аспект (местный материал должен
составлять основу, базовое ядро коллекций)
• Страноведческий аспект (любой привезенный объект
может послужить прекрасным поводом для разговора о странах,
обычаях, природе, народах Земли и т. д.)
• Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет,
запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения
растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с
поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные
эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется
покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
• Безопасность
Примеры коллекций
1. Коллекции «Летающих семян»
Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.
2. Коллекция камней
В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.
Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник, искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).
3. Коллекции песка, глины, почвы.
Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.
Для создания экологической тропы особое внимание нужно уделить организации экологического пространства на территории детского сада. Растения на территории ДОУ являются своеобразным «зеленым щитом», они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов. Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном и эстетическом плане, они ещё интересны и в познавательном плане. Дети могут познакомиться с названиями растений
нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованное помещение детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.
В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Нужны лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.
В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить «Дом для червей» - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.
«Прозрачный горшок» - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость, позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.
Художественная научно – популярная литература и наглядный материал для детей
представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в
экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.