Анастасия Кузнецова
Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Темочки:
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно взрослые смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте явления окружающего мира и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, предметы окружающего мира. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общении – это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребёнком, выезжайте на природу.
7. Приглашай те в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в другой комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Рекомендации по созданию познавательной развивающей среды.
Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребёнка окружали:
- игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д. ;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;
- банки разного размера;
- различные движущиеся игрушки;
- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;
- конструкторы, мозаика;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая,
- пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
- игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;
- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;
- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;
- ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;
- машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы для «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.);
- игрушечные фигурки животных натуральной окраски;
- мягкие игрушки;
- книги сказок, о животных, с иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребёнка;
Детям среднего дошкольного возраста необходимо обогатить развивающую среду. Следует внести:
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка (автомашины, мода, интерьер и др.);
- книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. д. ;
- цифры и буквы, азбука на кубиках;
- развивающие игры;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Для детей старшего дошкольного возраста в развивающую среду следует внести:
- глобус, физическую карту мира и России, политическую карту мира;
разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, колбочки, линейки и др. ;
- познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;
- азбуки в картинках, книги для первого чтения;
- познавательные видеофильмы;
- детский фотоаппарат, фотоальбом;
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные, календарь;
- настольно – печатные игры (лото, пазлы, развивающие игры;
-0 настольные игры (домино, шашки, шахматы).
Для детской познавательной деятельности необходимо стационарное оборудованное место – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой, для занятий исследовательской деятельностью.
Экспериментирование - самый лучший способ узнать мир со стороны белого листа!