Н@талья Лесникова
Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социально – эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – эмоциональное развитие дошкольника это :
-Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
-Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
Формирование этих качеств обеспечивает основу для дальнейшего развития таких личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию.
В конечном итоге – это формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие ребенка с социумом и жизненные успехи.
Целью социально – эмоционального развития и воспитания, на мой взгляд, является создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях
2. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ - Я)
3. Развивать уверенное поведение (умение выражать желания и требования, проявить волю, принять собственное решение, делать выбор) и навыки регуляции своего поведения
4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям
5. Развивать социальные навыки : осознание и осваивание различных социально – приемлемых способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договориться, ориентируясь на правила этикета и безопасности, способность установить дружеские взаимоотношения и новые контакты.
Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие механизмы:
-Организация воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с семьей
-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
Все эти механизмы представляют целостную воспитательную среду. Средовой подход в воспитании является сегодня одним из популярных. Основное назначение воспитательной среды - способствовать развитию и становлению личности ребенка, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством.
Воспитательную среду можно рассматривать с разных сторон: социальная среда и предметно – пространственная среда.
Социальная среда - взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.
Модель целостной воспитательной среды обеспечивает полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
Для успешной реализации поставленных целей и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:
1. Непрерывности. Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса.
2. Доступности. Способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребенок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, музыкальной и др.).
3. Гуманизации. Установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений
4. Индивидуализации. Проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция»
5. Принцип ценности личности и ее уникальности. Признание личности каждого ребенка
В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
1. Игровые технологии. Ребёнок живёт в мире игры, она «естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой…»
2. Проектные технологии. Позволяют проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов. Они развивают у детей самостоятельность, творчество, социальную активность, стремление к общению, умение взаимодействовать и сотрудничать с другими.
3. Технология КТД (коллективное творческое дело) Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность.
4. Интерактивные технологии. В процессе общения дети учатся высказывать собственное мнение, правильно формулировать свое мнение, вести диалог, слушать другого человека, уважать мнение других.
Для социально - эмоционального развития детей создаю необходимые условия :
-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности
-Комфортную обстановку
-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников
-Обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире
Для обеспечения эмоционального благополучия организую воспитательно-образовательный процесс с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания» : «Утро радостных встреч», «Задушевные посиделки», «Вечерний круг благодарения».
«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
«Вечерний круг благодарения», когда подводятся итоги дня. Во время этого ритуала определяется: кто заслужил благодарность, кого наградить поощрительным знаком: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», «Хороший поступок», «Внимательный друг», чью фотографию разместить в уголке «Звезда дня».
“Задушевные посиделки”, когда дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения
Повышают уровень самооценки персональные творческие выставки детей. Ребенок осознает себя и свое место в социуме путем внимания к его личным достижениям.
Задачи социально - эмоционального развития воспитанников осуществляю через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: Краеведческий музей, Районная детская библиотека, Дом детского творчества, Районный дом культуры. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями, у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности.
Формированию социальной уверенности у детей способствует дополнительное образование. Организовала кружок «Занимательная математика», где дети не только осваивают математические понятия, им предоставляется возможность в самовыражении, самореализации интеллектуальных и творческих потребностей. Играя в развивающие игры математического содержания, дети учатся поддерживать положительный эмоциональный контакт с партнерами, сотрудничать, управлять своим поведением.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям провожу:
-Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых знакомлю с основными эстетическими и нравственными категориями.
-Использую разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
-Применяю практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Дети учатся проявлять заботу, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к людям, понимание их проблем.
-Организую коллективные дела (снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок, подарков, которые нацелены на получение совместного результата. Это способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Включение детей в эти формы работы развивает групповую сплоченность и эмоционально сближает детей друг другом.
-Реализую проекты по социально - эмоциональному развитию. Проекты «В мире друзей», «День доброты», помогли создать в группе благоприятный эмоциональный микроклимат, дети стали внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу, к малышам, сотрудникам детского сада.
Для развития социальных навыков провожу с детьми коммуникативные игры, которые развивают :
-Динамическую сторону общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению
-Эмпатию, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения
-Позитивные самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Н – р: игра «Назови ласково» развивает позитивное самовосприятие, игра «Вежливые слова» развивает уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, игра «Комплименты» способствует созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.
Цель предметно – развивающей среды : обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.
-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.
-Специально - оборудованные пособия «Экран желаний» «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.
-Стенды «Дерево добрых дел», «Экран добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.
-Стенды "Наши успехи", «Звездочка дня» способствуют формированию положительной «Я - концепции», уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.
- Уголок «Дружбы помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.
Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.
Именно поэтому в работе с родителями провожу мероприятия, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомлю родителей с эффективными стилями общения с детьми, провожу сближение детей и родителей.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
- Встречи «за круглым столом»
- Совместные праздники, развлечения
-Открытые занятия с детьми по разным видам деятельности
-Совместное создание предметно-развивающей среды
-Проектная деятельность
-Совместные мероприятия по благоустройству территории.
Эти формы работы оптимизируют детско – родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребёнка. Участие родителей в конкурсах, праздниках, выставках, помогает поднять и поддерживать статус ребенка в группе, установить эмоциональные контакты.
В результате проводимой работы дети:
-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии
-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности
-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров
-Знают правила поведения и стараются им следовать
- Детский коллектив стал более сплоченным, дружным
Используемая литература:
Данилина Т. А., Зегденидзе В. Я., Стёпина Н. М., «В мире детских эмоций» М., Изд. «Айрис-пресс». 2006.
Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М. ,1985.
Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ : Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008
Князева О. Л. Я-ты- мы. Программа социально - эмоционального развития// М. Мозаика –Синтез 2005
Монакова Н. И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.
Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
Шипицина Л. М. «Азбука общения» СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.