МААМ-картинки

Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников (5 фото)

Полина Андреенко
Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Модернизация Российского образования, его гуманизация ставят приоритетными задачами выявление одаренных детей и создание условий для их сопровождения и развития на всех ступенях образования. Это подтверждается рядом документов: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная Д. Медведевым, Программа «Одаренные дети», Рабочая концепция одаренности, Долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья», Проект концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья».

Публикация «Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников» размещена в разделах

На сегодняшний день проблема одаренности детей является актуальной не только для школ, лицеев, колледжей и институтов, но и для дошкольных образовательных учреждений. По мнению психологов, раннее детство и дошкольный возраст являются самым сензитивным периодом для развития способностей. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Дошкольный возраст – возраст «почемучек». Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляется любознательность детей, познавательная и исследовательская потребность, интерес к различным видам деятельности. Именно в этом возрасте родителям и педагогам важно не упустить ребенка, раскрывать его индивидуальные способности, стимулировать познавательную активность, развивать его интеллектуальный потенциал.

Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация и высокий уровень самообучения. Во втором издании «Рабочей концепции одаренности» дается следующее определение: «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Согласно позиции разработчиков «Рабочей концепции одаренности», большинство детей имеют признаки одаренности: «потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей».

Одним из главных направлений работы в детском саду является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Развитие детской одаренности в сельских условиях сопряжено со множеством проблем: отсутствие узких специалистов в дошкольном образовательном учреждении, низкий уровень социокультурных условий, недостаточное финансирование районных ДОУ и как следствие – низкое качество предметно-развивающей среды в группах.

Без психолого-педагогического сопровождения в детском саду наш коллектив сталкивается с трудностями выявления детской одаренности. Поэтому своей задачей в работе с дошкольниками ставим создание условий для творческого проявления детей во всех видах детской деятельности. Проводим мониторинг, наблюдаем за деятельностью детей, оцениваем результаты и характер деятельности, исходя из знаний о потенциале каждого дошкольника, и на основе этого простраиваем индивидуальную работу.

Вопросам психологии дошкольников, формированию их интеллектуально-познавательной сферы посвящены исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. В исследованиях обнаружено, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня интеллектуального развития возможно достичь только в том случае, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, проблемные вопросы, игровые ситуации, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. В группах для развития различных видов детской деятельности создаются и постоянно обогащаются центры активности детей, в которых помимо возрастного материала размещаем материал на опережающее развитие. Оборудуем мини-лаборатории для детской экспериментальной деятельности в группах.

Фото №1 Модернизация Российского образования его гуманизация ставят приоритетными задачами выявление одаренных детей и создание условий для их сопровождения и

В работах таких ученых и педагогов, как А. В. Запорожец, В. Н. Сенеренко, А. П. Усова, даются практические рекомендации по развитию интеллектуальных способностей дошкольников, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы детей. «Учить, играя» – основное правило дошкольной дидактики. В связи с этим все обучение дошкольников построено на игровых методах и приемах. Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает его эффективность, так как игра:

- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

Фото №2 Развитие ребенка

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры присутствуют во всех центрах детской активности и специальными условными обозначениями дифференцированы по уровню сложности. Они помогает усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В непосредственно образовательную деятельность уже в раннем возрасте мы включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как «Запомни картинки», «Найди одинаковые» и т. д. Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Воспитатели привлекают детей к разгадыванию загадок, решению логических задач, предлагают игры «Продолжи узор», «Танграм», «Раздели на группы», «Найди общее слово», «Составь фигуру», «Пентамино». Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Важно, чтобы данная работа велась планомерно и систематически. Только в этом случае возможно получение максимально высокого результата интеллектуального развития дошкольников.

Фото №3 Материалы для педагогов развития на всех ступенях образования

Творческую активность детей стимулируем в художественно-эстетической деятельности, участвуем в различных краевых, районных и всероссийских конкурсах.

Одним из перспективных методов, способствующих решению задачи развития интеллекта, является метод проектно-исследовательской деятельности. В нашем учреждении ежегодно реализуются разнообразные проекты: «Вода-основа жизни», «Далеко, далеко на лугу пасется КО», «Отдадим книгу в добрые руки», «Чудо-дерево» и т. д.

Фото №4 Это подтверждается рядом документов Национальная образовательная инициатива Наша новая школа утвержденная Д

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для эффективного развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ необходимо обеспечить следующие условия:

• создание разносторонней предметно-развивающей среды в группах;

• дифференциация игр и пособий по уровню сложности, создание системы усложняющихся заданий в различных видах деятельности;

• создание благоприятной психологической атмосферы (сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха в непрерывной образовательной деятельности;

• использование проблемных и развивающих методов обучения, использование современных педагогических технологий (экспериментирование, проектно-исследовательская деятельность, моделирование);

• взаимодействие с родителями;

• правильно организованная система планирования.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, единстве воспитания и развития. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Литература:

1. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

2. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. – М., 2004.

3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

4. http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf

5. http://zdtt.edusite.ru/doc/KONCEPCIJA_ODK.doc

6. http://krastalant.ru/sitemap/

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников
Опубликовано: 28 мая 2013 в 10:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Полина Андреенко (УИ 28790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД