Наталья Гревцова
Современный родитель. Использование разнообразных форм работы с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
И самые квалифицированные педагоги, работающие по самым современным программам, не смогут конкурировать с родителями, которые на подсознательном уровне закладывают у ребенка представления о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать. Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменениям в семье, к изменениям отношений между супругами, между детьми и родителями. Что же характерно для современных родителей?
Публикация «Современный родитель, Использование разнообразных форм работы с семьёй» размещена в разделах
Современные родители - разные по возрасту. Желание самореализоваться, сделать карьеру, обеспечить семью приводит к тому, что многие откладывают рождение ребенка на более поздний период своей жизни.
Родители сегодня вынуждены слишком много работать, поэтому они проводят со своими детьми гораздо меньше времени, чем им хотелось бы. Молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, удовлетворению личных амбиций и карьерному росту, в соответствии с широко распространившимися нормами и критериями. Чтобы "искупить" эту вину родители готовы покупать игрушки, гаджеты и модную одежду практически по первому требованию, не дожидаясь праздников и знаменательных дат, когда можно дарить подарки. Дорогие подарки без повода делаются ещё и в качестве "платы" за хорошее поведение.
Родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной". И если средства позволяют, детям действительно покупают любую игрушку вне зависимости от их поведения.
Еще одна особенность современных родителей – гипервозбуждение. Детская агрессия, о которой сегодня так часто говорят, гиперактивность - это все реакции и следствие гипервозбуждения родителей. Мы все время чем-то недовольны, чего-то пытаемся достичь, держим себя в форме и пытаемся все делать быстро.
А, например, любить детей по-быстрому – невозможно. Нужно максимально выражать свою любовь. На тактильном уровне, на уровне взгляда, на уровне эмоций.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОО, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.
Перед воспитателем встает вопрос:
· «Как же вызвать интерес родителей к совместной организации воспитательно – образовательной деятельности?»
О взаимодействии ДОО и семьи прописано в основных документах.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
При взаимодействии с семьей для организации совместной воспитательно – образовательной деятельности используем разнообразные формы работы :
Формы работы
· Информационно – аналитические
· Познавательные
· Наглядно – информационные
· Досуговые
Информационно – аналитические
· Анкетирование
· Тестирование
Информационно – аналитическая форма работы даёт возможность проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, помогают продумать и спланировать тактику своего общения с каждым родителем.
Познавательные
· Родительские собрания
· Консультации
· Совместные экскурсии
· Работа с родительским комитетом группы
· Беседа с родителями и детьми
Познавательные формы работы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Наглядно - информационные
· Родительские уголки
· Различные семейные и групповые альбомы
· Фотовыставки «Моя мама лучшая», «Мой папа»
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДО, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Досуговые
· Новоселье
· Совместные праздники
· Развлечения
· Досуги
· Семейные конкурсы
· Выставки
Досуговое направление в работе с родителями лично для меня оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Инновационные формы работы
· «Круглый стол» по любой теме
· Тематические выставки
· Семейные спортивные встречи
· Почта доверия, телефон доверия
· Родительская гостиная
· Проектная деятельность
· Сайт ДОУ
Инновационные формы работы с родителями затрагивают различные направления деятельности педагогов ДОО и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, индивидуального подхода к каждой семье.
Мне очень нравится проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами развития детей и вовлекает их в жизнь ДОО.
Нами были спланированы и реализованы разные виды проектов.
Хочется отметить, что в ходе проектной деятельности изменилось общение воспитателя и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Мы с родителями советуемся друг с другом, предлагаем, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает;
Теперь инициатива исходит не только от педагогов, но и от родителей.
Они организовали экскурсию в Терем Снегурочки, экскурсию в парк. В выходные дни
(Снегурочка, Осень – чудная пора)
Родители помогают нам в организации РППС. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.