Линда Бохан
Современные технологии трудового воспитания и обучения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Бохан Линда Михайловна
воспитатель
МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 335 Г. ДОНЕЦКА»
Донецкая Народная Республика г. Донецк
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Публикация «Современные технологии трудового воспитания и обучения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Аннотация: статья посвящена трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, автор отмечает, что трудовая деятельность помогает всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться. Воспитывая в себе трудолюбие, ребенок добивается своих целей и становится личностью.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, дошкольники. Труд - важная часть в жизни человека, а трудовое воспитание- неотъемлемый компонент воспитательного процесса.
В последние десятилетия в России произошла значительная переоценка ценностей, которая затрагивает все слои населения и оказывает особое влияние на молодое поколение. Это влияние не всегда положительное и, вероятно, повлияет на будущее нашей страны. Речь идет об отношении людей к физическому труду и обучении трудовым навыкам детей дошкольного возраста.
Двадцать лет назад помощь детей пожилым людям была естественным и общепринятым способом. В детской литературе, фильмах, мультфильмах говорилось о том, как хорошо нужно работать, а различные мастера и умельцы описывались в ярких красках. В семье обязанности были распределены между всеми членами семьи, и дети не были исключением, потому что помимо профессиональных навыков они приобрели такие качества, как ответственность, честность, терпение, настойчивость и самоконтроль.
Детский сад предоставлял детям возможность ухаживать за животными и растениями в «живом уголке» в групповой комнате, а также во внешней части группы на природе. Практические занятия приносили детям много радости, а приобретенные навыки пригодились в дальнейшей жизни.
Технический прогресс, радикально изменивший образ жизни, внес свои коррективы в семейную жизнь: работа по дому значительно упрощается благодаря различным приспособлениям, даже сельская жизнь больше не ассоциируется с ежедневными тяжелыми нагрузками, а дача воспринимается как место отдыха.
Система образования реагирует на процессы, происходящие в обществе, ищет новые идеи и методы.
Актуальность темы. Трудовое воспитание и профессиональная подготовка – многогранный процесс. Существует множество факторов, способствующих трудолюбию у детей : пример взрослых, образовательные мероприятия, дополнительное обучение, беседы, чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, развлечения, игры и т. д. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо.
Конечно, начало трудового воспитания происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок прежде всего ощущает потребность в самостоятельной работе, заявляет о своих намерениях и проявляет себя как субъект своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности и мотивация ребенка всегда были главной задачей воспитания детей, и современные технологии актуальны для решения этой задачи.
Для использования труда в качестве средства воспитания дошкольников необходимо учитывать его особенности в данном возрасте :
1. Взаимосвязь труда с игрой.
2. Труд как деятельность, способствующая развитию (с установленной целью, мотивацией, результатом, последовательностью действий и планированием).
3. Формирование специфических типов детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовая деятельность, ручной труд, творческий труд, работа в природе.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что элементы развития социальной активности личности всегда являлись важной задачей социально-нравственного воспитания [50, с. 631]. Но это была идеологическая и идеальная цель.
Основная, хоть и не явно сформулированная, цель, неявно присутствовавшая в теории и практике обучения и воспитания, заключалась в формировании не творческой, а ранее исполнительской роли у индивида. Эта цель, по мнению некоторых ученых (например, Д. Б. Эльконина, считается одной из причин кризиса современного детства.
Все исследования на эту тему свидетельствуют о том, что в современном мире с каждым годом возрастает важность использования новейших информационных технологий при решении учебных задач, они становятся мощным средством развития психических познавательных процессов и решения педагогических задач, важных для развития детей и подготовки к школе.
Среди современных технологий профориентационной работы педагогами-практиками рассматриваются следующие:
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) – основана на самостоятельной деятельности детей. В нее входят такие направления, как исследовательская, познавательная, продуктивная активность дошкольника. В процессе деятельности ребенок познает окружающий мир и создает реальные продукты.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко). Включает такую организацию сюжетно-ролевых игр, которая содержит совместную деятельность и сотворчество в взрослых и детей, направленное на подготовку к игровому процессу. Сюда входят такие действия, как накопление содержания для игр, моделирование ситуаций, создание обстановки. В организованной таким образом игре осваиваются новые для ребенка умения и знания, создается возможность развития самостоятельности, инициативности, творчества.
3. Образовательная квест-технология. Направлена на решение конкретных образовательных задач. Реализуется через постановку нестандартных поисково-исследовательских задач, которые могут быть решены за счет использования разнообразных ресурсов и инструментов. Под игровым квестом обычно понимают сюжетную игру, в которой необходимо управлять героем и идти к поставленной цели по сюжету, попутно разгадывая различные головоломки, а, в случае необходимости, пользуясь всевозможными подсказками.
4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова). Заключается в сочетании в деятельности как разнообразных организационных форм проведения занятий, так и включение в содержание знаний не о каком-то одном предмете, а об ряде связанных понятий.
5. ТРИЗ-технология. Основана на обучении детей алгоритму решения изобретательских задач, который предполагает, что решение идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
ТРИЗ представляет собой научную технологию творчества, направленную на сознательное управление подсознательными процессами. Поэтому эффективное использование ТРИЗ-технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.
6. STEM-технологии, направление, связанное с внедрением перспективных инновационных образовательных технологий и методов. Основной метод обучения – проектный, для решения реальных задач привлекаются ресурсы разных предметов. STEM-образование позволяет использовать научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн.
7. Информационно-коммуникационные технологии. В контексте профориентационной работы понимается как наиболее широкое применение средств ИКТ в профориентационной работе. Может применяться в качестве средств наглядности (видео-, аудиоматериалы, иллюстрации, средств организации деятельности (электронные игры, квесты, средств контроля результатов (игровые тесты, интерактивные средства проверки знаний) и пр.
8. Здоровьесберегающие технологии как основа всей образовательной деятельности ДОО.
Развивающая предметнопространственная среда, сопровождающая применение данных технологий, может включать следующие материалы.
Познавательная зона:
- накопительные папки,
- лепбуки,
- информационная газета,
- тематическая библиотека,
- тематическая видиотека. Развивающая игротека:
- профессиональная одежда людей разных профессий,
- атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр,
- развивающие игры профессиональной и экономической направленности.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Родительское собрание;
- Консультации;
- Памятки;
- Рекомендации;
- Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оформление альбомов;
- Организация экскурсий, наблюдений.
9. Технологии BabySkills.
Движение BabySkills является частью более крупного чемпионата WorldSkills, который представляет собой международное некоммерческое движение, направленное на повышение престижа рабочих профессий, повышение стандартов профподготовки через проведение региональных, национальных, мировых чемпионатов, континентальных первенств профессионального мастерства. Участниками чемпионатов разных уровней могут стать лица от дошкольного до зрелого возраста. BabySkills – одно из направлений организации данных чемпионатов, предполагает получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности через создание полигона ранних профориентационных проб.
Участие в проекте проходит в несколько этапов, первым из которых является получение представлений о профессии на базе дошкольной образовательной организации, далее – отработка профессиональных навыков в ДОО или на фестивальной площадке.
Структура знания и умений в каждой профессиональной области, которыми должен обладать дошкольник, регламентируется стандартом BabySkills, включает (в теоретической части) правила профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья, первоначальные знания о профессии, (в практической части) первоначальные умения в области профессии, а также SoftSkills (сквозные представления, умения).
В практике отмечают следующие проблемы в реализации ранней профориентации детей :
1. Отсутствуют задачи развития интереса к технике и формирования представлений о людях, работающих с техникой.
2. Трудовые умения, формируемые в детском саду (например, изготовление объемных игрушек) не получают развития на более поздних звеньях обучения (в первом классе) и, соответственно, утрачиваются.
3. В формировании общетрудовых умений дошкольников недостаточно применяется такая форма организации деятельности, как ролевая игра.
4. Узость предоставляемой информации о содержании деятельности взрослых. Приоритет отдается сфере обслуживания и строительства.
5. Недостаточная работа с мотивационной сферой дошкольника. Могут наблюдаться такие мотивы «выбора профессии», как «нравится», «хочу быть красивой», «чтобы денег много получать».
6. Недостаточная реализация регионального компонента: дети не представляют содержание профессий взрослых конкретного экономического района.
7. Негативное отношение детей к рабочим профессиям, отсутствие понимания их ценности для общества.
8. Отсутствие представлении об элементах производительного труда (планирование, организация рабочего места).
9. Отсутствие представлений о связи профессии с социально значимыми качествами человека (инициативность, эрудиция, находчивость).
Данные характеристики могут быть положены в основу проектирования процесса ранней профориентации в ДОУ.
Проведенный анализ педагогических технологий приобщения дошкольников к труду позволил определить необходимость обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнаутова, О. Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально- педагогической работы педагогов МДОУ/ О. Ю. Арнаутова, И. Н. и др. Под ред. С. В. Алябушевой. – Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2017. – 40 с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : учебно-метод. пособие / Р. С. Буре. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
3. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/63548-pall.html.
4. Концепция модернизации российского образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.
5. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 80 с.
6. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир : педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М. В. Крулехт. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. –153 с.
7. Леванова, Е. А. Современные технологии дополнительного профессионального педагогического образования / Е. А. Леванова // Сборник научных статей. – М. : Педагогика, 2005. – 96 с.