Наталия Константиниди
Современные технологии развития речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, обусловленною значимостью связной речи для дошкольников.
Публикация «Современные технологии развития речи в ДОУ» размещена в разделах
В качестве основного приема используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ с изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Ведь, чем активнее ребенок, тем лучше результат. Нужно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
Поэтому необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.
Такими средствами являются технологии речевого развития.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии :
«Азбука общения» Л. Н. Шипицыной
«Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой
Моделирование
Мнемотехника
Технология синквейна
Технология ТРИЗ
Обучение составлению творческих рассказов
обучение составлению сравнений, метафор, загадок
Сказкотерапия
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Логоритмика
Игры - драматизации, инсценировки
Сюжетно - ролевые и подвижные игры
«Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология направлена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, представляет собой сборник игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
«Развитие диалогического общения»
По мнению Арушановой А. Г. фундаментом развития речи детей дошкольного возраста является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.
«Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.
Широкое применение в обучение детей получила знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает наглядно обозначить связи и отношения между предметами и объектами.
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1. Предметное моделирование: детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений
2. Предметно - схематическое моделирование: структура текста - круг, разбитый на сектора; театры геометрических фигур
3. Графическое моделирование: структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы
Использование моделирования положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника - это система различных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы.
Они служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план - схема, а по мере обучения ребенок включается в процесс создания своей схемы.
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию. Она будет восприниматься мозгом автоматически.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Ребенок старшей группы может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как педагог разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать.
Технология синквейна
Слово Синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
Правила написания синквейна:
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Например,
Кукла.
Красивая, Любимая.
Стоит, Сидит, Улыбается.
Моя кукла самая красивая.
Ассоциация. Игрушка.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой - то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Основные этапы методики ТРИЗ:
1. Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2.«Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие : хорошо - плохо
Например, солнце - это хорошо или плохо. Хорошо - греет, плохо -может сжечь.
3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
Например, зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонтик.
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).
Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
текст реалистического характера;
текст фантастического характера.
Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т. А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:
Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта, с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий, с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта, с добавлением действующего лица, с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление рассказа со сменой времени действия.
В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
воспитатель называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. Например:
цыпленок (объект №1);
по цвету (признак);
желтый (значение признака);
такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака
Например:
Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике
На пятом году жизни тренинги усложняются:
в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений.
В старшем возрасте дети учатся самостоятельно сравнивать объекты по заданному признаку. Указываем на объект (дерево) и просим сравнить с другими объектами (по цвету, форме, действию и т. д.) При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например:
Дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Метафора - это перенесение свойств одного предмета на другой на основании общего признака для обоих объектов.
Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он может самостоятельно создавать метафору.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Например:
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором обозначаем последовательность мыслительных операций.
Что за птицы изображены на заснеженных елях?
Снегири (на листе бумаги пишем букву С и ставим стрелку вправо).
А какие они?
Круглые, пушистые, красные (уточняем - красногрудые, и ставим букву К на листе бумаги).
А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
Вишня, яблоки (ставим стрелку вправо от буквы К и рисуем яблоко).
Так что можно сказать про снегирей, какие они?
Снегири красногрудые, как яблоки.
А где снегири находятся?
На заснеженных елках (ставим стрелочку вниз от буквы С и рисуем схематично ель).
Давайте теперь объединим эти два слова (обводим круговым движением руки изображения яблока и ели).
Произнесите эти два слова подряд!
Яблоки заснеженных елей.
Кто составит мне предложение с этими словами?
В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Обучение детей составлению загадок основывается на их отгадывании. Верный ответ ребенка на загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важно научить его составлять собственные загадки, а не отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет и это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми.
Старшие дети сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре.
Используются три основных модели составления загадок.
Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.
Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
После заполнения таблички предлагаем прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: Блестящий, как начищенная монета, шипящий, как проснувшийся вулкан, круглый, но не спелый арбуз
Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета (Пыхтит, как новенький паровозик, в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное (Как зонтик, но на толстой ножке)
Например:
Светло-зеленый, как весенняя трава. Гудящий, как летящая пчела.
Овальный, но не толстый кабачок (Пылесос).
Ходит, но не человек. Летает, но не самолет. Каркает, но не ворона (Галка)
Зеленая, как трава. Мохнатая, как медведь. Колючая, но не кактус (Ель)
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапия - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей. Она позволяет решить следующие задачи:
Развитие коммуникативных способностей.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Снижение уровня агрессивности и тревожности.
Обучение преодолению страхов и трудностей.
Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
Салат из сказок (смешивание разных сказок)
Что будет, если. (сюжет задает педагог)
Изменение характера персонажей (сказка на новый лад)
Введение в сказку новых атрибутов, героев
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга. Т. е. упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
«Логоритмика» звучит как «логопедическая ритмика», т. е. устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности движений и речи, умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая творческие способности.
Игры - драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре - драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре - драматизации ребенок перевоплощается в поиске нового и знакомого. В этом проявляется особенность игры- драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Сюжетно - ролевые, подвижные игры формируют навыки общения от момента распределения ролей до выполнения ролевых действий. Игры помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии формируют интеллектуальную, самостоятельную, оригинально мыслящую, творческую личность.