Елена Арнаутова
Современные практики сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Работая в дошкольном учреждении, ежедневно сталкиваюсь с неумением детей выразить свои мысли достаточно свободно и понятно. В настоящее время, время компьютеров и видеофильмов, у детей не развита способность к сочувствию, чуткости, милосердию, речь детей доведена до дежурных фраз, слышны резкие, невнятные слова. Обращаясь к сверстникам или взрослым, дети зачастую не могут передать смысл просьб. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на психологическое, социально-личностное развитие, на развитие общей и мелкой моторики. У некоторых ребят отмечается низкий уровень развития мимической мускулатуры, нет достаточной тонкости и плавности движений, ограничена мобильность. Все это мешает детям в общении, т. к. неумение правильно выразить свои чувства, мысли, скованность движений в речи затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, нарушена связь с миром. Растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Для того чтобы дети могли играть и взаимодействовать, они должны понимать друг друга. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Инклюзия рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать своевременное выявление детей с ограниченными возможностями, выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, планирование коррекционных мероприятий, разработку программ коррекционной работы, оценку динамики развития и эффективность коррекционной работы, консультирование родителей ребенка. Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации.
Публикация «Современные практики сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Свою работу я строю на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей и потребностей детей с ОВЗ, доступность материала, постепенность его усложнения.
Основные цели и задачи работы:
-Развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
-Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
-Развивать начала социальной активности, желаний на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).
-Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.
Для раскрепощения детей и социализации, пополнения их словарного запаса, ясного выражения своих мыслей и чувств, я создаю соответствующие условия, это:
-предметно- пространственная развивающая среда;
-использование в практике работы здоровье сберегающих образовательных технологий;
-реализация общеобразовательных программ;
-обогащение словарного запаса за счет знакомства с художественной литературой, расширение знаний об окружающем мире;
-использование различных современных инновационных технологий, игр и упражнений, необходимых для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста : внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
-обучение «технике речи»;
-обучение детей творчески подходить к передаче содержания литературных произведений;
-развитие мелкой и общей моторики, упражнения на согласование речи с движениями;
-обучение детей кукловождению.
В группе организовываю содержательную жизнь детей, наполненную интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком деятельности по интересам, средств осуществления замысла, партнеров.
Таким образом, вся работа с детьми непринужденна, насыщена радостным устремлением, творческим воображением. Это способствует эстетическому, эмоциональному, умственному воспитанию детей. Обогащается словарь, дети свободно выражают и формируют свои мысли при описании действий, в повседневном общении со сверстниками, окружающими их людьми. Общаясь изо дня в день, дети учатся быть терпеливее друг к другу, уживчивыми, собранными, сдержанными, доброжелательными. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь развивать его в себе и других.