Виктория Моисеенко
Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры
+Введение.
Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника, в первую очередь творческую игру, формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированного подхода в ходе освоения всех образовательных областей. В моей, общеразвивающей, группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я использую игровой метод. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения. Планируемый результат: дети любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения, способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.
Публикация «Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
Аналитическая часть.
Дети группы «Семицветик», которые принимали участие в обучающем процессе «Организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры, проектной деятельности» (50 % из них с «Общим недоразвитием речи») находятся на этапе завершения дошкольного образования». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, в том числе и в творческих играх. Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём огромный потенциал воспитательных и развивающих возможностей игры. С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка, формируется речевая, познавательная, мотивационная активность детей. Теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г. В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род». Ранее в 1867 году К. Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А. В Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым». Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект».
Стало заметно, что дети в группе, меньше играют в традиционные сюжетные игры. Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей стало модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с ограниченными возможностями здоровья.
У детей этой возрастной группы в норме игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Именно поэтому, решили организовать проект «Мир - глазами ребенка», по средствам игры. В проекте принимали участие воспитатель, психолог, социолог, логопед, а так же дети и родители группы «Семицветик»
Практическая часть. Реализация проекта.
Была создана инициативная группа из детей, родителей, педагогов. Обсудили проблему.
Поставили цель: обогатить представления и возможность детей, активизировать их к развёртыванию интересных, творческих, сюжетно-ролевых игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.
Определили задачи:
• продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры;
• вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;
• организовать игры, направленные на сплочение детей;
• создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;
• взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;
• использовать игры для коррекции речевых недостатков.
В ходе проекта предусматривались виды деятельности в разных образовательных областях.
«Социализация». Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Магазин», «В волшебной стране» в зимнее время на площадке группы, совместно сооружался из снега макет настоящей рыцарской крепости и ее защита, «Путешествие в страну знаний», «Бородинская битва» и); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям;; показ спектакля для детей младшей и средней групп по сказке «Теремок» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр».
«Художественное творчество». Изготовление детьми поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала (проект, что можно сделать из бытового мусора, возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы, проект лепки «Птичий двор» по сказке Г. Х Андерсена «Гадкий утенок», рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг», «Кем быть», «Мой любимый питомец»
«Познание». Выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада. Стартовали совместные проекты родителей, детей и педагогов «Кукла своими руками», «Какие бывают мосты», «Первые космонавты – Белка и Стрелка», «Я исследую мир» работа с микроскопом, проект «Большой театр»; работа в кружке «Исследователь» (опыты и эксперименты). А так же занятия по прикладному творчеству «История городецкой росписи», проводился конкурс внутри группы «Я эрудит».
«Коммуникация». Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; «безопасность жизни» в постановочном варианте нескольких подгрупп, конкурс на лучшее чтение стихотворения о природе. Так же стартовал проект А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», где каждый ребенок пробовал себя в разных ролях.
Специально создавались условия, требующие от ребёнка проявления различных форм общения : ситуативно-делового, познавательного, личностного. Демонстрировались образцы общения в коллективе, вовлечение пассивных детей, поддерживалась речевая активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.
В процессе общения с детьми выяснилось, что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Детские игры – важное средство самовоспитания. Игра – школа произвольного поведения.
Итог проекта: дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссё рской игре: они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи.
Список литературы.
С. А. Козлова Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика. М. Академия. 2000
Т. Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. «Мозаика-Синтез» 2010г.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655
Доронова Т. Н. Радуга: программа и методическое обеспечение по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. М. «Просвещение»1997г