МААМ-картинки

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Макка Джанакаева
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«ЦРР – Детский сад №42»

«Городок»

Семинар-практикум

«Современные подходы к

организации нравственно – патриотическому воспитанию

дошкольников»

Воспитатель : Джанакаева М З

Махачкала 2023 учебный год

Семинар-практикум в ДОУ

Тема: «Современные подходы к организации нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Публикация «Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Цель: Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Определение ПВ

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей.

Патриотизм это – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью»

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро, наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей. В таких условиях правительство заявило о необходимости усиления патриотического воспитания в детском саду и школе. К чему это может привести? Да к самым непредсказуемым результатам и прямо противоположным тому, чего хотят получить. То есть, если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получим полную ненависть в чистом виде. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно.

Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, основная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и родным и гордость за страну, свой многонациональный народ (аварцы,даргинцы, кумыки, русские, проживающий в ней, яркие воспоминания про традиции и обычаи где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь,сохранить,восхволять, содействовать ее расцвету.

Исходя из сказанного работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

Задачи

•создание системы нравственно -патриотического воспитания;

воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

Блоки

• Блок – «Семья».

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым

близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим

сверстникам.

• Блок - «Мой детский сад»

Детский сад это маленькое государство в котором всем должно быть интересно жить и

трудиться, познавать мир, творить.

• Блок - «Мой город».

Можно организовать серию экскурсий по улицам и крупным предприятиям города.

Познакомить дошкольников с ветеранами, живущими в городе. Традиционным стало в

зимнее время забота о птицах города (участка). Во время зимних прогулок дети со

взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

• Блок - «Моя малая Родина».

Знакомим дошкольников с родным селом, краем и родной страной, воспитывая у детей

любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что поселок - частица Родины,

поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

• Блок – «Страна, ее столица, символика».

Изучение государственной символики (Флаг, герб, гимн) А также географические и

климатические характеристики России.

• Блок – «Служение Родине. Наша Армия».

Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов,

воинам Российской армии.

• Блок - «Культура и традиции».

Знакомить детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения

народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с

детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным

искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Навруз байрам»,

«Масленица», «Осенние развлечения» и т. д.

живую елку».

• Блок – «Правила, по которым мы живем».

Знакомить детей с идеями толерантности и терпимости, многонациональности народов в

России. Объяснить систему правил совместного проживания на территории страны.

Согласно Закону "Об образовании" от 29 декабря 2013 г. выделено несколько направлений в работе по формированию патриотического и нравственного воспитания дошкольников.

1. Духовно – нравственное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций)

2. Воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность)

3. Культурно – образовательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми)

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей)

Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста должны быть уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.

Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Физ. минутка

В Каспийском море ветер гуляет,

и волны на берег выгоняет,

Ладошки песочком играют,

Чайки в небе летают,

Дружит с ними Тарки -Тау гора,

А между морем и горой моя Махачкала.

А теперь немножко отвлечемся и я предлагаю вам принять участие в деловой игре. Цель игры: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию; Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме. Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе; Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников. Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

3. Официальная эмблема государства? (Герб)

4. Земля где ты родился? (Родина)

5. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)

6. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу? (Патриотизм)

7. Древнее название России? (Русь)

8. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)

9. Что является государственной символикой? (Герб, гимн, флаг)

10. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начиная сверху, что они обозначают? (Белый, синий, красный)

11. Что изображено на гербе Забайкальского края? (Летящий одноглавый орел с серебряными лапами и клювом, держащий в когтях лук, тетивою вниз и стрелу с серебряным оперением и наконечником. Направление орла справа налево)

12. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

13. Почему красная площадь так называется? (Красная – значит красивая)

14. Почему матрешка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды)

Стихотворение с чего начинается Родина:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.

Россия

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души. Р. Гамзатов

Моя Родина — Дагестан!

Далеко-далеко, у подножья небес

Стоит Дагестан — вершина чудес

Земля, породившая мудрость веков

Родина наших великих отцов

А там вдалеке у горных вершин

Несет дагестанка с водою кувшин

Старик-аксакал, нахмурив свой взор

Глядит как в танце, текут слёзы гор

Джигит удалой с кинжалом в руке

Скачет на грозном своём скакуне

Тебе поклонится хочу, Дагестан,

За то что ты Родиной нашею стал

От горных снегов до морских непогод

Мы дагестанцы — единый народ!

И. Исмаилов

-С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Надо читать детям прекрасные стихотворения и рассказы поэтов и писателей нашей страны. Знакомить с замечательными русскими народными сказками, пословицами и поговорками. Есть замечательные книги с произведениями дагестанских поэтов и писателей. Если ты владеешь своим родным языком,читаешь на нем и естественно переводя детям. Детям будет интересно слушать тебя. Дети узнают новое, интересное о нашей родине, о добрых, смелых, милосердных людях Дагестана, о традициях наших отцов и дедов.

Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание: - Следующее задание для вас состоит из игры

«Исключи лишнее из списка…».

Задания находятся в листочках.

1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.

2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун)

(Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

-С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание: - Предлагаю командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

1. Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Человек без Родины, что земля без семени.

Игра: «Скажи иначе пословицу» На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаю их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)

«Баба с возу –кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.)

«Глаза – зеркало души».

3.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)

«Язык до Киева доведёт».

4.«Разговорами риса не сваришь» (кит.)

«Соловья баснями не кормят».

Игра: «Внимательность»

А сейчас посмотрим какие вы внимательные

• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

• Что держит орел в правой лапе? (Жезл. Это символ власти)

• Что держит орел в левой лапе? (Укороченный скипетр)

• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец)

• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)

Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.

Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.

Песня военных лет делила вместе с воином в горести и радости, подбадривала их веселой, озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных, любимых.

Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми. Песня душа народа.

Релаксация: «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

Дмитрий Лихачев сказал:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. А что такое Родина?. Родина – это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. «Где родился, там сгодился», эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле.

Так как же ее понимать? – Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Таким образом, у каждого из вас возникает свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас мы предлагаем вам по очереди продолжить фразу: «Я горжусь своей страной, потому что я?».

Каждый человек гордится своей родиной по своему,но Родина у нас одна. Какой бы многонациональной страна наша не была,мы жили дружно,живём дружно и будем жить в дружбе и согласии.

Россия Родина моя,

Одна такая ты родная,

Родимая моя земля,

Тебя люблю я,тебе я поклоняюсь.

Тобой я дорожу,тобой горжусь,

Надеюсь мной гордишься тоже.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 15:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Макка Джанакаева (УИ 2169277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД