Харина Татьяна
Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995г.) задача охраны и укрепления здоровья детей стоит первоочередной. Деятельность взрослого, направленная на решение данной задачи, составляет содержание физического воспитания.
В проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию :
Публикация «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- взрослые создают условия для психофизического развития детей;
- способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- создают широкие возможности для двигательной активности детей;
- развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;
- способствуют становлению и развитию физической компетентности детей (валеологические знания, умения, навыки,
В современных программах нового поколения («Радуга»,«Детство»,«Из детства в отрочество», «Истоки», «Развитие») содержание и условия педагогической работы по физическому развитию конкретизируется в зависимости от возраста.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма.
Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств, происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач
развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей, уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.
Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.
Естественно-научные основы базируются на учении И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма :
- единство физического (телесного) и психического;
- единство всех систем организма;
- единство организма с окружающей средой.
Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ, группы строится по этому принципу.
Современные физиологи (П. К. Анохин, Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, М. И. Кольцова, М. В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрелость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.
Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т. п.); формирование у ребенка представлений о себе, как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей;
Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.
Цель физического развития - охрана и укрепление здоровья детей. Задачи большинство авторов подразделяют на три группы:
I. Оздоровление:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность.
3. Формировать умение сохранять правильную осанку.
4. Удовлетворять потребность детей в движении.
5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов.
Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.
II. Образовательные задачи:
1. Формировать представления о своем организме, о здоровье.
2. Знакомить детей с различными способами выполнения основных движению.
3. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха
4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств.
Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.
2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность).
3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях.
4. Воспитывать культурно-гигиенические качества
Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех факторов и средств физического воспитания. Психогигиенические факторы включают режим, рациональное питание, гигиена одежды, обуви, помещения, физкультурного оборудования. Основными средствами физического воспитания, активно влияющими на детей, являются закаливание, физические упражнения, утренняя гимнастика, развивающие игры, спортивные и подвижные игры, физкультурные занятия, плавание.
Учитывая многофакторность влияния на здоровье детей, работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:
-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
-комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками, психологами, родителями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
- повышение педагогической компетентности и деловой квалификации дошкольных работников.
Педагогические условия включают:
•создание предметно-развивающей среды. Так, в группе должны быть «дорожки здоровья», стационарные спортивные комплексы и тренажеры (если позволяет площадь, мини стадионы. Физкультурный зал представляет собой центр здоровья, где есть гимнастические стенки, разновысотные бумы и скамейки, фитнес-мячи, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Здесь могут быть надувные батуты, тренажеры. Многие ДОУ имеют бассейны, водяные души.
На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для мини-футбола, баскетбола, беговыми дорожками, полосами препятствия и т. п. В ДОУ можно оборудовать мини-поликлиники, где с детьми проводится лечебно-профилактическая работа.
•создание благоприятного уклада жизни ребенка в детском саду, положительного микроклимата;
•владение педагогами различными технологиями организации жизнедеятельности ребенка.
Большое значение имеет соблюдение режима - последовательного чередования отрезков времени, наполненных тем или иным содержанием.
Педагогические требования к режиму определяют позиционную направленность взрослого: постоянство; систематичность; содержательность; разнообразие организации сферы жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающий режим учитывает биоритмы детей (Ю. Ф. Змановский, метеобури, дни недели, каникулы (зимой и весной, эмоциональное и физическое состояние детей, важно не допускать перегрузки детей, их утомляемости, снижение функциональных возможностей.
Образовательная нагрузка должна быть адекватной возрасту, индивидуальным особенностям, учитывать группы здоровья детей, в Инструктивно-методическом письме Министерства РФ № 65/23 — 16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» даются гигиенические регламенты образовательной нагрузки. Так, максимально-допустимое количество учебных занятий в I половине дня в младшей и средней группе не превышает — двух, а в старших — три. Их продолжительность не более 15 минут (младший и средний возраст, в старшей группе — не более 25 минут, в подготовительной — не более 30 минут. В середине занятия проводится физминутка. Среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% — занятиям физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий проводится круглогодично на открытом воздухе.
Каждое дошкольное образовательное учреждение имеет право на свою систему физического воспитания.
Принципы реализации системы следующие:
- принцип оздоровительной направленности, главное правило - «Не навреди здоровью»;
- принцип разностороннего развития личности, главное правило — «В здоровом теле - здоровый дух»;
- принцип гуманизации и демократизации, главное правило - «Есть хочешь — будь здоров»;
- принцип индивидуализации, главное правило — «Возможности и здоровье у всех разное»;
- принцип единства всех участников образовательного процесса, главное правило - «Окажем друг другу помощь и поддержку».
Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.