Елена Ульянова
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в мультикультурном обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Ульянова Елена Вячеславовна
Воспитатель
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в мультикультурном обществе.
Аннотация. В статье рассматривается педагогический опыт по построению этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, через знакомство их с русской национальной культурой посредством проектной деятельности.
Публикация «Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в мультикультурном обществе» размещена в разделах
Ключевые слова: этнокультурное воспитание дошкольников, проект.
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа… мы не можем
созреть вне национальной культуры…»
В. В. Зеньковский.
На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой. Перед нами ставится такая задача как - формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. В законе «Об образовании» и в «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте» отражены требования к содержанию образования: обеспечение интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина… формирование духовно – нравственной личности.
Идея национального (народного) воспитания, воспитания уважительного отношения к культуре различных народов во все времена волновала педагогов. Д. С. Лихачев, В. В. Давыдов и др. считают, что приобщение детей к народной культуре развивает личность, формирует патриотические чувства.
Последние два года работа была направлена на внедрение в воспитательно – образовательный процесс этнокультурного (патриотического) компонента. При этом решаются следующие задачи:
- образовательные, которые состоят в формировании социальных представлений дошкольников об образе жизни человека с древнейших времен и до современности (с учетом региональной направленности);
- воспитательные – включают воспитание интереса к событиям социальной жизни, уважение к культурно – историческим ценностям нашей местности, его жителям;
- развивающие – заключаются в освоении детьми материала программы, в развитии психических процессов, в результате чего формируется эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.
Первый год работы в русле этнокультурного воспитания был посвящён глубокому изучению старо - русского быта народа родного края. Работа была реализована посредством проектной деятельности – проект «Русская горница» и подпроект «Печка – печечка – печурка».
При реализации проекта «Русская горница», в групповом помещении был организован мини - музей «Русская горница». В организацию которой вовлекались педагоги, родители с детьми. Причем детям очень нравилось искать экспонаты для нашей «Горницы». Они ездили к бабушкам находили различные старые самовары, утюги, ухваты, ступа с пестелем, прялка, рубель, чугуны и многое другое. Принося в группу эти пердметы дети не только знали как они называются, но и для чего они предназначены.
Во время обустройства «Горницы» от детей посыпались вопросы : «Какую печку сделать в нашей горнице, для чего она нужна?». Это послужило толчком к следующему проекту «Печка – печечка – печурка». Где опять же дети вместе с родителями готовили следующие доклады: «История русской печки» и «Роль русской печки в жизни человека». Также детям было дано задание дома вместе с родителями нарисовать эскизы русской печки, которую они хотели бы видеть в нашей «Горнице».
Второй год работы посвящён изучению народных промыслов родного края. Здесь также используется проектная деятельность. Вместе с детьми и родителями был реализован проект «Полхов-Майданская матрешка». В группе общими усилиями педагогов и родителей организован мини – музей «Народные промыслы родного края», где представлены хохломские ложки, тарелки, чашки; статуэтки, расписанные гжелью, Полхов – Майданские матрешки, предметы с городецкой росписью и многое другое.
Помимо этого календарные, обрядовые праздники организовываются в русском народном стиле. Например, это «Осенние посиделки», где дети, наряженные в традиционные русские костюмы, окунулись в мир старины : пели и инсценировали обрядовые осенние песни, играли в русские народные игры; обрядовый праздник «Масленица», с уличными играми и забавами, катанием на санях, закличками Весны и сжиганием чучела Масленицы.
Театральные постановки, так же являются неотъемлемой частью этнокультурного воспитания. Инсценировка русских народных сказок: «Колобок», «Заяц Хвастун», «Теремок», сказок известных детских писателей «Муха Цокотуха» К. И. Чуковского и др. прививают детям любовь к устному народному творчеству, к авторским произведениям, заставляют понять поступки сказочных персонажей, глубину их чувств, учат сопереживать, сочувствовать, различать Добро и Зло, уметь прийти на помощь в трудную минуту, сделать правильный нравственный выбор.
Вся работа строится на основе тесного взаимодействия с родителями. Они помогают в создании костюмов, атрибутов, декораций к спектаклям и выступлениям, участвуют в разработке и воплощении творческих проектов, в различных конкурсах.
Работа в рамках комплексно – тематического плана успешно реализует задачи этнокультурного воспитания через изучение предметно – прикладного творчества родного края, традиций, обычаев, искусства и культуры народов России, через продуктивную деятельность детей : лепку, рисование, аппликацию, также через чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного.
Углублённо изучая с детьми этнокультурные особенности родного края, воспитательно – образовательный процесс становится более эффективным и продуктивным: у детей наблюдаются высокие показатели по развитию речи, благоприятно происходит процесс социализации, воспитываются такие качества как гражданственность, патриотизм, толерантность, умение прийти на помощь, способствует развитию художественного вкуса, дети приобщаются к красоте и самобытности народа, а это путь к духовному возрождению России.
Литература:
1. Электронный ресурс.
2. Ушинский К. Д. о народности в общественном воспитании/ Педагогические сочинения: соч. в 2-х т. -М. :1981.-Т. 1.-С. 58-92.
3. Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и пременение народной педагогики/ Г. Н. Волков//Народная педагогика и современные проблемы воспитания : материалы Всесоюзной науч. -прак. конф. в 4 частях. Ч. 1. – Чебоксары, 1991.-С. 6-21.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – т СПб: Детсчтво – Пресс, 1998. -304с.