Лыгина Наталия
Современная образовательная технология — геокешинг
"Современная образовательная технология геокешинг"
Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования». Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и - обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, на мой взгляд, является образовательный «геокешинг».
Публикация «Современная образовательная технология — геокешинг» размещена в разделах
«Геокешинг» - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры.
Геокешинг-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.
Целью нашей работы - познакомить детей с новой игрой развивающей направленности, доставить детям радость и удовольствие. Обеспечить положительную динамику любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
В ходе организации работы с дошкольниками, мы реализуем следующие задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс
Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.
Воспитательная – воспитание чувства товарищества, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке геокешинга, мы следуем следующим принципам:
- Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровымиформами и приёмами.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Выбор сюжета игры- геокешинга может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы.
В ходе реализации геокешинга мы осуществляем интеграцию образовательных областей, комбинируем разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаем образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта, находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
По типам геокешинг тоже может быть очень разнообразным :
- бродилки, лабиринты
- проекты
- головоломки и другие.
При подготовке игры геокешинг мы придерживаемся 4 основных правил:
- игры должны быть безопасными;
- вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
- недопустимо унижать достоинство ребёнка;
- споры и конфликты надо решать только мирным путём.
Геокешинг можно проводить в разных местах:
- в замкнутом помещении - в группе,в музыкальном или физкультурном зале,
в музее, в библиотеке,
- квесты на природе – на участке, на экскурсии.
Среди всех вариантов, особенно интересен геокэшинг –на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
В своей практической работе я использую такие виды:
- линейные, задачи которых решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
Задания в игре могут быть следующие:
- находить кусочки пазла и составлять из него картинку. На собранной картинке будет изображён предмет или место, где надо искать главный «клад».
- В начале игры дети получают карту, где обозначены все опорные пункты. В каждом пункте припрятан кусочек пазла. Однако, добыть его можно, только решив какую-то задачку или головоломку.
В ходе реализации геокешинга можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Эти игры обладают огромным развивающим потенциалом; не только создают условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливают на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Например: игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагали детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.
Для составления маршрута мы используем разные варианты игры:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Во время проведения игры, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.