Ефремова Ольга
«Совет матерей» как форма работы наставничества в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства из нас были когда-либо значимые люди: родители, родственники, соседи, друзья родителей, тренера, руководители, учителя. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненных принципов. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками, и просто друзьями. У воспитанников шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет в трудной ситуации, очень мал.
Публикация «„Совет матерей“ как форма работы наставничества в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения» размещена в разделах
Одной из наиболее актуальных проблем наших воспитанников является овладение комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику адаптироваться в различных сферах жизни личности – гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Способного в дальнейшем стать гражданином, семьянином, профессионалом.
В 2016 г. на базе ГКУ РС (Я) «Хангаласского центра содействия семейному воспитанию» было разработано и внедрено в работу Положение о «Совете матерей».
Цель и задачи работы «Совета матерей» :
Основной целью работы является укрепление воспитательного процесса, обучения и профилактика негативных проявлений среди воспитанниц.
Основная задача:
- Установление доверительного контакта с ребенком;
- Обучение социальным и практическим навыкам, необходимым для адаптации в социуме;
- Развитие кругозора;
- Помощь в организации досуга;
- Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться);
- Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении;
- Помощь в конфликтных ситуациях в школе, в Центре.
В своей деятельности «Совет матерей» используют различные методы:
- формирование сознания личности (убеждение, беседы, лекции, дискуссии)
- стимулирование деятельности и поведения (создание ситуации успеха, поощрение);
- совместные мероприятия (готовка еды, участие в конкурсах, спортивных состязаниях и т. д.)
- курирование, наблюдение (контроль со стороны наставника)
- консультирование (упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений);
«Совет матерей» осуществляет социальную защиту, поддержку в адаптации детей к жизни, в обществе, участвует в профориентационной работе с воспитанницами, организует работу с подростками по профилактике девиантного поведения.
Несмотря на то, что вклад воспитателей в жизнь каждого воспитанника огромен, только их стараний недостаточно, чтобы справиться со всеми задачами развития, стоящими перед нашими воспитанниками. Работа «Совета матерей», как форма работы наставничества, как раз и призвана стать дополнительным ресурсом в работе воспитателей, который позволит им более эффективно реализовывать свою деятельность, опираясь не только на собственные силы, но и на помощь другого человека из окружения ребенка.
В данное время в учреждение воспитываются 31 детей, из них 16 девочек. За каждой девочкой закреплена «мама» из числа сотрудниц Центра, которые занимают разные должности, не только педагогический персонал, но и с разных сфер, как бухгалтера, медицинские сестры.
Ежедневное взаимодействие сотрудника-наставника «мамы» с одним конкретным ребенком на протяжении длительного времени постепенно сближает ребенка и между ними складывается достаточно высокий уровень доверия, благодаря чему ребенок может больше раскрыться и разделить с кем-то свой внутренний мир со всеми его особенностями и переживаниями, быть выслушанным и услышанным. Именно этот сотрудник Центра может стать значимым взрослым в жизни ребенка для сопровождения подростка в процессе взросления, выбора образовательного пути, перехода к самостоятельной жизни. Кроме того, в случае установления длительных отношений с наставником, ребенок, выходя из стен Центра, имеет возможность обратиться к своему наставнику за помощью на первых этапах самостоятельной жизни.
Долгосрочное наставничество – это регулярное общение. Как показывает в практике работы «Совета матерей», первые месяцы общения – это только старт и фундамент для будущих отношений. Это период, когда сотрудник-наставник и ребенок лучше узнают друг друга и только начинают друг другу доверять. При такой организации процесса наставник оказывает поддержку своему подопечному, проходит вместе с ним важные этапы в жизни ребенка, помогает проживать тяжелые и счастливые моменты. От общения с наставником у ребенка повышаются чувство собственной значимости и уверенность в себе. Также, все больше и больше узнавая ребенка, наставник начинает лучше понимать его потребности, способности и умения и может помочь ему реализовать их на практике. В индивидуальном формате сотруднику-наставнику удобно обучать подопечного хозяйственно-бытовым навыкам или организации повседневных дел.
Таким образом, у ребенка появляется друг и старший товарищ, а у воспитателя – дополнительный помощник для развития, обучения и поддержки воспитанников, при объединении усилий воспитатель и наставник могут более продуктивно влиять на ребенка, помогая ему лучше ориентироваться на своем жизненном пути.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные изменения воспитанников:
— улучшение внутреннего психологического комфорта;
— повышение самооценки, уверенности;
— повышение уровня коммуникативных и социальных навыков;
— более четкие реалистичные представления подростками по поводу выбора своей — будущей профессии, о своём будущем;
— сформированное ответственное поведение и самостоятельность.
Позитивная динамика:
С 2016 по 2023 год «Советом матерей» была проведена работа по наставничеству с 80 девочками. Из них 67 девочек выпорхнули из стен нашего учреждения, кто во взрослую жизнь, кто в приемные семьи, либо к биологической семье.