Чапурина Ксения Владимировна
Совершенствование работы в детском саду по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А Сухомлинский
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Публикация «Совершенствование работы в детском саду по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Экология наука о взаимоотношениях человека и природы, одна из важнейших тем в наше время. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы.
Хотелось бы, чтобы мнение В. А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.
Выбор моей темы был не случайным, в связи с введением ФГОС ДО основанных на целевых ориентирах которые подразумевают развитие детских способностей, познавательной активности, на развитие умение планировать и организовывать свою деятельность, придумывать объяснения явлениям природы, интерес к причинно-следственным связям. А применение системно- деятельностного подхода обеспечивает возможность выбора и поиска проблемы, выявление поисковых путей самим ребёнком.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. У ребёнка необходимо формировать стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок, сопереживать, сочувствовать.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания. Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей. В данном направлении я начала работать с детьми уже со второй младшей группы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития.
Реализацию своей методической темы «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, разработкой системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучением с детьми объектов живой и неживой природы, формированием у детей элементов экологической культуры. Помимо непосредственно-образовательной деятельности по развитию экологических представлений в рамках основной общеобразовательной программы я организовала кружок по дополнительному образованию «Капелька», разработала авторскую программу кружка. Планирование разбила по временам года и месяцам. Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры, походы и прогулки на огород, экологическую тропу, любование растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения к природе.
Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т. п., которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т. п. Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Кот и мышь», «Солнышко и дождик». В разных источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь.
Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, испытывать радость от хорошо выполненной работы. Весной мы сажаем огород на окне, где дети самостоятельно поливают ростки. Летом мы выращиваем на грядке лук и зелень.
Осенью проводим конкурсы на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного материала», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух или готовят поделки из различных овощей и фруктов. Детей это очень радует и забавляет. Они стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т. д., требующие разнообразных приемов ухаживания. В рамках методической темы «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» я разработала и реализовала проект «Комнатные растения». Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой. Проект краткосрочный, рассчитан на 1 неделю. Участники данного проекта дети второй младшей группы.
Проект предполагает совместную деятельность педагога, детей, родителей. Реализуется посредством включения разнообразных видов деятельности: наблюдения, изготовление различных моделей, приспособлений для наблюдений и экспериментирования, составление рассказов, решение проблемных ситуаций и др.
Целью данной работы является формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними.
Теоретической значимостью является- формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
А практическая значимость состоит в следующем:
расширение зелёного уголка в группе детского сада;
составление картотеки комнатных растений в детском саду;
составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно с родителями).
Для реализации своего проекта я разработала план. Работа проходила в три этапа. На первом этапе были изучены теоретические вопросы по проблеме экологического воспитания, собирался практический материал для совместной работы воспитателя и детей. Родителям было предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначали проблемы, требующие педагогической помощи. Для устранения проблем проводились консультации для родителей. Постоянное сотрудничество с родителями помогает воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
На втором этапе была организована практическая работа с детьми, рассмотрены альбомы с комнатными растениями, сравнивали, находили сходства и различия, проводили беседы, наблюдения. Слушали музыкальные произведения, проводили опыты, и эксперименты после которых дети сами пытались делать выводы. Игры дидактические и подвижные как в группе, так и на прогулке, трудовые поручения. Дети проявили свое творчество в рисовании, лепке, аппликации. Провели акцию «Подари растение детскому саду».
На третьем заключительном этапе были подведены итоги проекта. Оформили выставку рисунков, фотоотчёт, папку-передвижку.
В средней группе я с детьми продолжила знакомство с природой в рамках кружковой работы. Возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с живой и неживой природой. А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.
Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предполагает использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми я разработала программу кружка «Капелька» для детей средней группы с использованием элементарных опытов. Дети – прирожденные исследователи. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять. Здесь веду работу по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);
- неживая природа.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно —тематический план по экспериментальной деятельности. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
В своей работе с детьми второй младшей группы, я использовала лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за птицами, чтобы показать, какой корм птичкам необходим, я предлагала детям положить перед воробушком конфетку, яблоко, рыбку, зерно. Дети наблюдали, и мы вместе делали соответствующие выводы.
Опыты с детьми средней группы были растянут во времени. Подобным образом мы с детьми доказали необходимость света и воды для роста растений.
Дети работали в маленькой лаборатории.
В нашей группе имеется:
1) центр экологии, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей :
оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);
гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина, освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т. д., фонотека звуков живой и неживой природы;
календарем природы;
2) лаборатория, которая оснащёна в соответствии с возрастными особенностями детей :
природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое);
календарями наблюдений;
иллюстративным справочным материалом;
в соответствии с методическими требованиями подобран материал для познавательной деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);
подобраны коллекция тканей, бумаги;
приобрели: лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;
изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов,
картотека опытов по всем возрастным группам.
Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:
Очень понравились детям занятия «Невидимка воздух», «Волшебница земля» и «Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли из элементарных опытов. На них дети выявляли свойства воды, воздуха, земли и других веществ.
Я помогла детям выяснить, почему эти вещества называют волшебниками.
Например, на занятии, которое я назвала «Волшебница вода», дети сами, с помощью опытов, выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха, прозрачна, растворяет некоторые вещества, может находиться как в жидком, так и в твердом состоянии и умеет летать. С помощью опытов мы с детьми выясняем водопроницаемость земли, песка, глины.
В конце каждого занятия с использованием элементарных опытов, проводимых в игровой форме, я давала возможность детям обсудить результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и суждения. К подготовительной группе у детей будут определенные знания по экологии, приобретенные в процессе наблюдений, опытов, труда, на занятиях.
Поскольку экология – это наука, то и дети на занятиях превращались «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Таким образом, в ходе моей работы с детьми было опробовано использование элементарных опытов в экологическом воспитании дошкольников. Я выяснила, что детям дошкольного возраста доступны, интересны и необходимы знания экологического характера.
Итоги кружка: после проведенной работы можно заметить существенную разницу. К концу года повысился уровень знаний Высокий уровень с 12% до 41%, средний с 35% до59%,а низкий с 53% до 15.%
Увеличилась активность, любознательность и самостоятельность.
-у знали основные потребности растений и животных (тепло, вода, пища);
-характерные особенности времен года,
- с удовольствием принимают участие в уходе за растениями
- стали бережнее относятся не только к животным, за которыми они ухаживают, но и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например, к насекомым
За время проведения проекта дети научились вести наблюдения;
проводить опыты;
различать растения по виду и происхождению;
правильно ухаживать за растениями.
Выводы:
Я считаю, что начатую работу по экологическому воспитанию необходимо проводить и в будущем.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников привело к следующим результатам:
— у ребят повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;
— заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
— в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.
Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, вызвать познавательный интерес, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. Использование элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Опыты помогают уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты помогаю понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на первый взгляд сложные явления природы.
Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему
Моя задача– предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а вдохновителями исследований. Взрослый должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях» : свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.
Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.