Елена Куклина
Сотрудничество с семьей по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем детей дошкольного возраста в условиях Севера. Одним из приоритетных направлений работы нашего сада является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. Однако решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Публикация «Сотрудничество с семьей по приобщению дошкольников к основам здорового образа жизни» размещена в разделах
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
• Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только
воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным
содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,
• Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду,
• Индивидуальный' подход к каждому ребенку и к каждой
семье на основе учета их интересов и способностей,
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями систему работы с семьей мы разбили на три этапа:
1. «Будем знакомы»
Цель: Расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о семье и ребенке.
2. «Как стать Неболейкой»
Цель: Повышать педагогическую грамотность родителей по оздоровлению детей.
3. «Семья +ДОУ»
Цель: привлекать родителей к совместной деятельности ДОУ и семьи.
Мы разработали комплексную систему оздоровления детей, которая включает в себя:
1. Виды организации режима двигательной активности ребенка:
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- физкультурные занятия;
- закаливание;
- подвижные игры;
- спортивные упражнения на воздухе
2. Профилактические мероприятия:
- скорректировать режим дня;
- дыхательная гимнастика;
- витаминотерапия;
- подбор одежды при различных температурах в группе, физкультурном зале, на улице;
- режим проветривания;
- фитотерапия (отвары трав, витаминный чай)
3. Общеукрепляющие мероприятия:
- физкультурные занятия и игры на свежем воздухе;
- режим проветривания;
- умывание;
- воздушные ванны;
- полоскание полости рта после приема пищи, для привыкания горла
к холодной воде
4. Организация питания.
На первом этапе начинаем работу с изучения семей, беседы с родителями, посещения семей, проведение родительских собраний, анкетирования. Знакомим родителей с развивающей средой ДОУ; задачами, направленными на укрепление здоровья детей.
Изучая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за общением детей и родителей, мы ближе знакомимся с родителями, намечаем пути педагогического воздействия на ребенка, завоевываем авторитет, и постепенно создаются благоприятные условия для взаимопонимания.
Второй этап-практический
. Это непосредственная работа с семьей, которая осуществляется комплексно и включает:
• работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т. д. ,
• работа с семьей педагогов-психологов: информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т. д. ,
• работа с семьей учителя-логопеда : формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика,
• работа с семьей инструктора по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» и т. д. ,
• работа медперсонала Это семинары-практикумы по укреплению детского здоровья.
Мы обучаем родителей приемам и методам оздоровления детей, разрабатываем рекомендации для родителей, знакомим родителей с литературой по вопросам оздоровления, организуем передвижную библиотечку «Азбука для родителей», организуем работу почтового ящика «Вы спрашиваете-мы отвечаем». Особую роль в работе с семьей отводится наглядной информации и оформление информационных стендов для родителей «Лучше предупредить, чем лечить», «Здоровье в порядке-спасибо зарядке», «О вредной и здоровой пище», «Витаминный чай»…
Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями являются круглые столы. Вот примерная тематика встреч:
1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач детского сада и семьи.
2. «Движение – это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
3. «Играем вместе». Игра – фактор развития двигательной активности детей и повышения эмоционального настроя.
4. К здоровью без лекарств!
5. Правильное питание – залог здоровья!
6. Спорт и дошкольник.
7. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре (с показом открытого занятия).
Предложенные формы работы позволяют расширить знания родителей в вопросах оздоровления, вовлечь их в проведение оздоровительных мероприятий, повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка.
Третий этап включает в себя проведение совместных мероприятий:
* Дни открытых дверей с показом физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренних, бодрящих, пальчиковых, зрительных, дыхательных гимнастик, подвижных игр в течение дня, оздоровительных мероприятий, познавательных занятий по формированию безопасности жизнедеятельности, “Минуток здоровья ” – физкультминуток, музыкальных пауз);
* совместные физкультурные занятия (взрослый + ребенок);
* активный отдых: прогулки и экскурсии;
* физкультурные досуги;
* музыкально-спортивные развлечения;
* дни здоровья;
Совместные мероприятия являются наиболее эффективной формой работы. Подтверждением этого служат следующие факторы:
-совместная с детьми деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении “педагог – дети – родители”;
-родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения и навыки в области сохранения и укрепления здоровья детей, системного физического воспитания в семье;
-родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми (на фоне других детей, что позволяет оценить результаты своего воспитания и уровень физического развития ребенка в данный период;
-в процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт, теплые, доверительные отношения между родителем и ребенком.
Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. Поэтому мы используем различные виды гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья, активизируется общение детей и взрослых.
После проведения анкеты, где родители выбирали формы сотрудничества ДОУ и семьи, они предложили свою форму - система домашних заданий. Мы поднимаем вопросы, а ответы на них ищут и находят родители на основе собственных убеждений, ценностных ориентаций и привычек. В случае необходимости воспитатель может направлять родителей за дополнительным консультированием к психологу, старшей медсестре или инструктору по ФК.
.Мы выбрали те задания, которые актуальны для взаимодействия с семьями
на примере одной группы:
«Экран настроения»,
«Плоскостопие и как его выявить?»,
«Сова или жаворонок»,
«Как узнать возможный рост ребенка в 18 лет»
«Секреты домашней аптеки»…
В связи с новыми ФГОС мы уделяем большое внимание таким образовательным областям, как «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Одной из основных задач нашего сада является «Продолжать осуществлять сотрудничество с семьей по укреплению физического и психического здоровья детей, посредством распространения передового педагогического опыта по оздоровлению дошкольников с целью привлечения внимания общественности.»
В заключении подводим итоги, проводим анализ проведенной работы, планируем дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Только такая комплексная и целенаправленная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.