Глазнева Анжелика Николаевна
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Состав числа 7»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
«СОСТАВ ЧИСЛА 7»
(организованная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
с детьми 5 – 6 лет группы комбинированной направленности №2)
Глазнева Анжелика Николаевна,
воспитатель I квалификационной категории
2020
Цель. Создание условий для закрепления счета в пределах 7 у детей 5 – 6 лет.
Задачи:
Публикация «Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений „Состав числа 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
o закреплять представления детей 5 – 6 лет о последовательности дней недели;
o упражнять детей в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел устно (с помощью предметов-заместителей – счетных палочек) в пределах 7;
o закреплять знания детей о геометрических фигурах;
o развивать графические навыки;
o упражнять в координации движений в сочетании с речью;
o развивать мыслительные операции, зрительное восприятие и память, способствовать развитию логического мышления, внимания;
o развивать социальные навыки и умения работать в группе; воспитывать усидчивость, умение слушать.
Словарная работа: задача, цифра, геометрическая фигура.
Оборудование: ноутбук, телевизор; магнитная доска, плоскостные геометрические фигуры
Участники: воспитатель, дети
Ход занятия:
I. Оргмомент. Постановка проблемы. Сообщение цели деятельности.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, это ведь девочка не из нашей группы. Как тебя зовут и что ты здесь делаешь?
Девочка Женя. Меня зовут Женя. Я пришла из сказки «Цветик-семицветик». Старушка дала мне очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Я назвала его цветик - семицветик. Лепестки эти волшебные, но 6 лепестков я потратила зря и прошу вас помочь мне собрать весь цветок, выполняя задания. Тогда цветик-семицветик снова будет иметь прежнюю силу, и я смогу помочь тем, кто в этом нуждается.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам на ковре-самолете отправиться в сказку на поиски волшебных лепестков, которые Женя потратила зря. Женя, проходи к нам и отправишься вместе с нами.
II. Работа с геометрическими фигурами. Игра «Найди место каждой фигуры»
Воспитатель. Ой, вот незадача. Ковер то весь в дырках. Надо поставить заплатки. Как вы думаете, на что похожи дырки? А мы же с вами в математической комнате, где у нас геометрические фигуры? Даша, раздай ребятам фигуры, чтобы мы могли починить ковер.
-Дети выполняют задание
Ой, ребята, посмотрите, а к моему кругу прилип синий лепесток. Вот, Женя, возьми, пожалуйста синий лепесток.
III.Беседа о днях недели. Игра «Раз, два, три – дни недели назови!»
Ребята, подходите поближе и мы отправляемся в сказку (звучит музыка). Посмотрите, красный лепесток, а вот и первое задание-игра «Раз, два, три – дни недели назови!». Кому я брошу мяч, тот и отвечает на вопрос.
Сколько всего дней в неделе? (Семь)
Назови дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
Как называется первый день недели? (Понедельник)
Четверг – какой по счету день недели? (Четвертый)
Сколько в неделе выходных дней? (Два)
Назовите выходные дни недели (Суббота, воскресенье)
Скажите, сколько в неделе рабочих дней? (Пять)
Какой день недели наступает после вторника? (Среда)
А после четверга? (Пятница)
Вот видишь, Женя, какие ребята сообразительные, как быстро справились с заданием.
Дети садятся за столы.
Итак, ребята, мы нашли второй лепесток.
IV. Сравнение семи предметов по высоте «Разложи по порядку»
Ребята, один лепесток Женя потратила там, где очень-очень холодно… На Северном Полюсе. (На слайде белый медведь с синим лепестком)
А задание такое: необходимо расположить семь льдин в порядке возрастающей или убывающей величины. Ребята, которые сидят на ряду справа от меня раскладывают льдины в порядке возрастающей величины, а ребята, которые сидят слева от меня раскладывают льдины в порядке возрастающей величины. (Дети раскладывают по 7 голубых треугольников на белом картоне.)
Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Вот и синий лепесток.
V.Физкульминутка «Разноцветный мир»
Я вижу, вы замерзли от льдинок. Давайте погреемся немного. (Встали)
Если б все на свете было
Одинакового цвета, Покачивание головой
Вас бы это рассердило
Или радовало это? Грозят пальцем
Хлопки
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным Руки на пояс, повороты влево-вправо с приседаниями
Счет, загибая пальцы левой руки
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! Круговое вращение рук
Поднимают плечи, разводя руки в стороны
Руки вытянуть вперед
VI.Решение задач
Женя, один лепесток ты потратила на игрушки. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Нам надо решить задачи про игрушки и тогда Женя получит еще один волшебный лепесток, зеленый.
Задача 1. К Жене прилетели пять вертолетов и два самолета. Сколько их всего прилетело к девочке (Дети решают задачи с помощью предметов-заместителей (счетные палочки, геометрические фигуры) и объясняют: пять и два, всего будет семь).
Задача 2. Среди игрушек было четыре куклы с бантиками и три куклы в шляпках. Сколько всего кукол было у девочки (Дети решают задачи с помощью предметов-заместителей (объясняют: четыре и три, всего будет семь).
Задача 3. Среди игрушек было шесть котят и один щенок. Сколько всего игрушек-животных было у девочки (Дети решают задачи с помощью предметов-заместителей (объясняют: шесть и один, всего будет семь).
Задача 4. В гараже стояли семь машин. Две машины уехали. Сколько машин осталось в гараже? (Дети решают задачу и объясняют: было 7, две уехали, осталось пять).
Я была уверена, что вы и с этим заданием справитесь, умеете решать задачи.
VII.Прямой и обратный счет в пределах 7.
Ой, ребята, а про баранки-то мы забыли. У Жени было столько баранок, сколько дней в неделе. Надо отсчитать круги-баранки и разложить на веревочку. (Дети самостоятельно выполняют задание, воспитатель проверяет)
Куда же подевались Женины баранки? (Собака съела). Давайте представим это и будем убирать с нитки по одной баранке, считая в обратном порядке.
Да, вы уже хорошо считаете в прямом и обратном порядке (достает желтый лепесток из-за доски).
VIII.Графические навыки «Нарисуй по точкам» (на экране разбитая ваза)
Ребята, посмотрите, разбитая ваза. Что случилось? Женя ведь нечаянно разбила вазу, давайте ей поможем и нарисуем вазу по точкам-цифрам. (Воспитатель достает оранжевый лепесток из-за доски)
Женя. Ребята, спасибо вам за лепестки. Я дарю вам цветик-семицветик. До свидания.
Воспитатель. До свидания, Женя. Спасибо тебе за цветик-семицветик.
IX.Итог занятия
Ребята, я думаю, вы уже поняли, что этот цветок он не простой, а с математическими заданиями.