Наталия Василенко
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством пальчиковых игр в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР, В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС».
Василенко Н. М.
Харченко О. В.
«THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF PRESCHOOL THROUGH FINGER GAMES, IN ACCORDANCE WITH GEF».
Vasilenkо N.M.
Kharchenkо O.C.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, с введением ФГОС. О влиянии воздействия пальчиковых игр на мозг человека, и на весь организм в целом.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством пальчиковых игр в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
The article is devoted to the problem of improvement of professional training of teachers of educational institutions in maintaining and improving the physical and mental health of children, including their emotional well-being, with the introduction of the GEF. On the impact of the impact of finger games on the human brain and the whole body.
Ключевые слова: активность педагога, современный педагог, интерактивные методы, технологический подход, здоровьесберегающие технологии, целевые ориентиры, образовательная область, ФГОС.
the activity of the teacher, the modern teacher, interactive methods, technological approach, health-preserving technologies, targets, educational area, GEF.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Стандарт направлен на решение следующей актуальной задачи: охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в общем развитии человека, в формировании здоровья ребенка. Введение стандартов дошкольного образования обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, состояние здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время снижается. Медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому встает вопрос о преемственной работе с педагогами, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у воспитанников. Современный подход в охране и укреплении здоровья должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, специфики различных здоровьесберегающих технологий.
И поэтому востребованным, сегодня становится, необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных технологий и технологий социально-психологического благополучия, поиск интерактивных средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных организациях.
Современный педагог не может не использовать интерактивные методы обучения, которые способствуют повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического воспитания детей, обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, они базируется на основных педагогических принципах и предлагает, прежде всего использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.
Основой нашей работы является технологический подход, который позволяет здоровьесберегающим технологиям систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты.
Результатом освоения программы по физическому развитию, являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка, на основании которых осуществляется последующая коррекционная работа с детьми.
Но для развития системы физкультурно-оздоровительных технологий, необходимо выполнять требования к структуре, объему образовательной программы, как требуют стандарты. Программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
«Здоровьесберегающие технологии»- это эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры детей, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирования правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
С введением ФГОС, «Физическая культура» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие». Цель данной области: гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование основ здорового образа жизни.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Следует отметить, что с самого раннего возраста необходимо правильно развивать мышцы ребенка это сгибание и разгибание пальцев. Пальчиковые игры так увлекают малышей и приносят им столько радости и пользы!
Еще до нашей эры, было известно о влиянии воздействия руки на мозг человека. Специалисты восточной медицины пришли к выводу, что игры с участием рук и пальцев являются мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления, оказывая развивающее воздействие на организм ребенка.
Приоритет признания официальной педагогикой пальчиковых игр принадлежит немецким специалистам, которые выделили особое значение пальчиковых игр в воспитательном значении и в укреплении здоровья воспитанников. Эти игры получили широкое распространение и развитие в научных разработках физиологов.
Оказывается, на ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Работу сердца можно активизировать, если массировать мизинец. Безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Специалисты подчеркивают: уровень и темп речи развивается успешно тогда, когда движения пальцев разнообразны и свободны.
Есть пальчиковые игры, в которые помимо движений по развитию мелкой моторики, включены движения отдельных частей тела - рук, ног, головы. Малыши бегают, прыгают, приседают, что способствует физическому развитию воспитанников, укреплению и сохранению их здоровья. Вспоминаются слова педагога Н. М. Амосова: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне, возможно”.
Начинать пальчиковые игры следует с доступных движений и поз: «спрятать» пальчики в кулачок, а кулачок прислонить к ладошке другой руки - это стул, а если на кулачок положить ладошку – получится стол сложить руки в виде домика.
Дети раннего возраста воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. А двумя руками осваивают игры уже трехлетние малыши. Дети четырех лет могут играть в эти игры, используя сразу несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразными мелкими атрибутами - кубиками домиками, шариками и др.
Для некоторых игр малышам, советуем надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Обязательно, оздоровительную работу по развитию движений пальцев и кисти рук, следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Очень важно, в ходе игры, текст, произносить выразительно, делать паузы, движения выполнять медленно и синхронно с текстом. Необходимо помочь тем, малышам которые, затрудняется выполнить какое - то, действие, придать нужное положение кисти руки и пальчикам. Обязательно повторить это действие несколько раз, постепенно малыш научится сам складывать и удерживать пальчики в требуемой позиции.
С воспитанниками применяем работу в малых группах, индивидуальную, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в игре. Игра в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов.
Убеждены, что, для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы в них сочетались такие виды нагрузки, как сжатие и растяжение с расслаблением кисти, а также использовались изолированные движения каждого пальца.
С помощью пальчиковых игр вырабатывается ловкость, развивается быстрота реакции и эмоциональная выразительность, воображение, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, что способствует развитию психических процессов.
Согласно ФГОС, в группе, создали предметно - развивающую среду таким образом, чтобы она соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям и склонностям развития творческого потенциала каждого ребенка, гарантировала охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Пальчиковые игры широко применяем в различных видах деятельности, что способствует полноценному развитию воспитанников и соответствует стандарту.
В своей работе соблюдаем основу стандарта - оказываем помощь родителям в охране и укреплении физического и психологического здоровья воспитанников, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Вовлекаем их в образовательную деятельность, убеждаем, что пальчиковые игры можно проводить и в домашних условиях.
Таким образом, активность педагога в использовании пальчиковых игр, интерактивных методов в здоровьесберегающей технологии, дает положительный результат в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказы и письма Министерства образования и науки РФ. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
2. Кандыкова, А. Д. Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО / А. Д. Кандыкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - №1. – с. 29 – 39. (статья из журнала с 1 автором)
3. Литвинова, М. Ф. Играют непоседы. – М., 2013. - 221 с.
4. Интернет ресурсы. - maam.ru›Детский сад›znachenie-palchikovyh…Значение пальчиковых игр. в здоровьесбережении дошкольников.