александра
Сохранение физического и психического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
"Сохранение физического и психического здоровья дошкольника"
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние
здоровья населения. Здоровье нации признается важнейшей социальной
ценностью, характеризующей уровень социального развития страны. Всемирная
организация здравоохранения определяет здоровье не только в качестве
«состояния без болезней», но и как «состояние полной удовлетворенности,
физического, психического и социального благополучия». На сегодняшний день
проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является
то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового
ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые
умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает
все предъявляемые ему требования.
Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в
современном обществе стоит очень остро. Эту задачу надо решать системно и
сообща с ранних лет жизни дошкольника.
Понятие «психическое здоровье» включает в себя:
- познавательную активность;
- способность общаться.
Познавательную активность –стремление к наиболее полному познанию
предметов и явлений окружающего мира. Ребенок находится в постоянном
процессе познания окружающего мира. Вопросы детей – это показатель развития
их мышления, направленный на то, чтобы получить знания. Ребенка нельзя ругать
и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести
к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового.
Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность детей.
Общение со сверстниками – необходимое условие психологического
развития ребенка, формирования у него коллективных взаимоотношений. В
общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать
достоинства одного и недостатки другого. Успех товарища не должен
восприниматься ребенком как собственное поражение. Атмосфера добра в
коллективе – условие здорового развития ребенка.
Психическое здоровье ребенка является важной предпосылкой здоровья
физического.
Физическое здоровье – это отсутствие болезней, болевых ощущений,
оптимальное функционирование всех биологических систем организма. На
здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в
которой он растет и развивается. Дошкольное образовательное учреждение имеет
потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей
культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью
дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенных
задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей дошкольного
возраста.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить
здоровье детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей
работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое
развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на
поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя
гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в
деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение,
содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает
развитию правильной осанки.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной
жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов,
во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои
двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные
игры и физические упражнения на улице. Подвижная игра занимает особое место
в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и
совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность
развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в
окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком
жизненного опыта. При выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно
стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать
допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать
количество повторений.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит
здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. К гимнастическим
упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для
постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для
увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все
упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за
вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём
здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе
улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является
профилактикой простудных заболеваний.
Пальчиковая гимнастика. Одним из вариантов физкультминуток могут
быть упражнения для развития мелкой моторики рук. Выполняя пальчиками
различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но
и подготавливает учащегося к письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает
приобретение навыков письма.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском
саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют
тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память,
создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное
напряжение.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,
проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления
у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной
нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного
материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после
умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует
увеличению двигательной активности детей.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном
учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает
улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует
профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются
различные варианты гимнастики.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка
возможно лишь в том случае, если в детском саду осуществляется разноплановая
работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в
определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по
укреплению здоровья ребенка имеет глубокое социальное значение. Ведь
здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности