Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»

Галина Катунина
Мастер-класс для воспитателей «Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале. Эпиграфом для своего мастер – класса я выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе»

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников“» размещена в разделах

Тема нашего занятия актуальна. Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее - это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Мы должны не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающими.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников :

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

• развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

• вырабатывать навыки правильной осанки, правильного дыхания;

• обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

Здоровьесберегающие технологии.

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья :

• пальчиковая гимнастика;

• гимнастика для глаз;

• дыхательная гимнастика;

• релаксация.

• физкультурные минутки, логоритмика

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период.

Солнышко греет уже еде – еле;

Перелетные птицы на юг улетели; (поочередно соединяют, начиная с

Голы деревья, пустынны поля, больших, пальцы обеих рук (на

Первым снежком принакрылась земля. каждую примету)

Река покрывается льдом в ноябре – (руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит во дворе. (разводят руками перед собой)

Удивился старый лось. (Растопыренные руки «рога»

- Что в лесу опять стряслось? над головой, приподняты брови)

- Это дерево упало. (Обе руки параллельно друг

Дров бобру на зиму мало! другу опускаем вниз)

Головой качает рысь: (указательные и средние пальцы

-Ну-ка, звери, берегись! На голове – «ушки» - покачать ими

И погрозить пальцем)

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап! – поднимаем глаза вверх, вниз

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап – кап – запели! – поднимаем руки вверх, посмотреть на них

Намочили лица.

Мы их вытирали. – «вытираем» лицо

Чешки посмотрите

Мокрыми стали! – опустили глаза вниз

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим! - присесть

Ходит рыжая лисица,

Ищет чем бы поживиться - (закрывают и открывают глаза)

Пошла лиса на базар,

Посмотрела весь товар - (повороты головы вправо, влево)

Себе купила сайку - (рисуют в воздухе указательным пальцем правой руки круг, глазами следят за движением пальца)

Ребятам балалайку- (рисуют в воздухе указательным пальцем правой руки треугольник, глазами следят за движением пальца)

Если вдаль смотреть хотим

Нам бинокль необходим.

Смотрим вправо – кит плывет. (дети руками имитируют бинокль)

Смотрим влево – кашалот.

Ой! Песчинка в глаз попала –

Дружно часто поморгали.

Часто используется тренажер Базарного.

Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу — надеюсь». Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, восстановить дыхание.

«Надуй шарик», «Гуси летят», «Каша кипит», «Часики», «Насос».

Очень любят дети «Боевой клич индейцев», «Воет волк», «Заблудились в лесу».

Подбираются дыхательные упражнения в соответствии с темой занятия.

Тихо кустики звенят – с-с-с

А деревья шелестят- ш-ш-ш

Дятел дерево долбит – д-д-д

Поезд в вдалеке стучит – ч-ч-ч

Мы сегодня так играем,

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять!

Нужно носиком вдыхать.

Вдох, вдох, вдох, вдох.

Гарью пахнет – ох, ох!

Хорошо подышим, потренируем легкие.

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю!

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

«Бегемотик».

(облегченный вариант) ИП: лежа или сидя. Кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

«Бросим мяч». ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.

«Хомячок». Предлагаю пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Релаксационные игры и упражнения.

Расслабляясь, очень активные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными. Дети, которым присуща заторможенность, скованность, вялость, становятся уверенными в себе.

Слушаем пение птиц, шум дождя и моря.

Это упражнение – игра «Мороженое», «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», «Холодно – горячо», «Теплый дождик», «Назови ласково».

«Солнечный зайчик».

Давайте найдем сердце, послушаем, как оно стучит. А теперь представьте, что у нас в груди кусочек ласкового солнышка. Яркий и светлый лучик этого ласкового солнышка разливается по всему телу, рукам и ногам. Его столько, его столько, что он не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца.

«Улыбнись»

Ложимся на ковер. Закрываем глаза

«Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал.

Тот, конечно, не устал, но устала голова,

Думать ей всегда пора.

Надо просто полежать, вспомнить солнце, море.

Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною.

Вот она блестит и улыбается.

И от луны зажигается.

Если это увидел ты.

Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.»

Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша

Самомассаж «Зверята»

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде

У слона есть складки, складки, складки, складочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и локтях.

Чтоб красиво загорать,

Надо в плечи крем втирать

(Поглаживание по плечикам)

Наши спинки смажем тоже

(Поглаживание по спинке)

Все друг другу мы поможем

Ножки дружно отряхнем

(Топаем ногами)

Головной убор возьмем

За руки возьмемся

(4 хлопка)

Друг другу улыбнемся!

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь, кусь – 2 раза

Никого я не боюсь.

Мы по Африке гуляли

И бананы собирали (подскоки)

Маме дам, папе дам (похлопывание по коленям)

И себя не обделям (постукивание кулачками по груди)

Вдруг огромная горилла

Чуть меня не раздавила. (хлопки по плечам)

Маме дам, папе дам (похлопывание по коленям)

И себя не обделям (постукивание кулачками по груди)

Массаж ушных раковин

Чтоб ушами лучше слышать, (показ)

Разомнём их поскорей («пробегаем» пальцами по ушам)

Вот сгибаем, опускаем (вперёд, назад)

И опять всё повторяем. (повтор)

Козелок мы разомнём (разминаем)

По уху пальчиком ведём (круговые движения пальцами по ушам)

И ладошкой прижимаем (прижали)

Сильно, сильно растираем (растираем)

Переходим к упражнениям для су джок (которые можно выполнять в принципе с любым массажным мячиком маленького размера)

Я мячом круги катаю,

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошки.

И помну его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой,

Вот я фокусник какой!

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

Физкультурные минутки, логоритмические упражнения способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответсвенные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять

Хомка сильным хочет стать

Веселый цирк у нас в гостях.

Жонглер бросает шарики.

И клоун зрителей смешит,

Смешит больших и маленьких (иммитация движений в соответствии

Вот на канате акробат

Раскинул руки в стороны. с текстом)

Силач старается поднять

Стальные гири новые.

Наездники на лошадях

По кругу мчатся весело.

А мы мороженое едим

И хлопаем под песенку.

Не растаял снег пока

Лепим мы снеговика (хлопаем в ладоши)

Ставим ком, потом второй (наклоны)

Третий ком, он не большой.

Глазки вставим

Нос воткнем

И прилепим губки

Разудалый снеговик (Шагаем на месте)

Вышел на прогулку.

Осанка – это основа здоровья!

Проверим свою осанку

Сделаем разминку.

Держим ровно спинку.

Голову назад, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Руки вверх поднять прямые,

Вот высокие какие.

А теперь танцует таз,

Посмотрите — ка на нас!

Этим славным упражненьем

Поднимаем настроенье!

Дальше будем приседать:

Дружно сесть

И дружно встать.

Прыгать нам совсем не лень,

Словно мячик целый день!

Ребристая доска, массажные дорожки всегда присутствуют на занятиях по физической культуре. (Предлагаю педагогам пройти по массажным дорожкам)

Ведущий: Вы все сегодня были подтянутыми, спортивными, активными и в заключении я хочу поблагодарить за участие и подарить вам на память

Десять золотых правил здоровьесбережения :

• Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

• Больше двигайтесь!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 21:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Катунина (УИ 2160443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД