любовь орлова
Содействие духовно-нравственному становлению детей в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
• «СЕЯТЬ СЕМЕНА НРАВСТВЕННОСТИ…»
(«Содействовать духовному развитию Ребёнка»)
Ваш эпиграф или этот
Из всех знаний, нужных человеку, самое
главное знание того, КАК жить, делая как
можно меньше зла и как можно больше
добра.
Л. Н. Толстой
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к людям приходит осознание, что человечеству должно повернуть на путь духовного развития, путь единения и любви.
Темочки:
Все мы понимаем, именно сегодня важно формировать в детях нравственные ценности: ведь будущее нашего общества во многом зависит от того, что сегодня происходит в душах наших детей. Сегодня, возможно, как никогда ранее,очевидно что необходимо нам, взрослым, родителям и педагогам, наполнять свою жизнь и жизнь наших детей ДУХОВНОСТЬЮ, обогащать свой духовный мир, облагораживать свою ДУШУ и ДУШУ ребёнка, возвышать её.
ДУХОВНОСТЬ, на мой взгляд,- это та почва, тот прочный фундамент, на котором может строиться здоровое общество. Духовное здоровье – основа душевного и физического здоровья, основа высокой нравственности. А если так, то главная цель образования – создание условий для взращивания человека по «образу и подобию Божию».
Основная ЦЕЛЬ деятельности педагогов нашего детского сада – способствовать
(содействовать) духовному становления личности Ребёнка (помогать ему в духовно- нравственном развитии, выращивать в Ребёнке нормы нравственного отношения к миру, людям, себе. По своему духу Программа нашего детского сада направлена на возвышение личности растущего человека.
Основные направления деятельности педагогов нашего детского сада:
1. Духовно-нравственное развитие.
Цель: сеять «семена» нравственности, приобщать Ребёнка к
общечеловеческим ценностям, учить детей делать выбор
в пользу добра.
Формы работы: чтение духовной литературы, беседы, встречи с
интересным людьми, интеллектуальные игры,
русские народные календарные праздники и игры.
Чтение и беседы о прочитанном помогают детям совершать открытия в человеческих отношениях. Обсуждая прочитанное, ребята учатся понимать других людей, принимать сверстников такими, какие они есть, постигать гармонию во взаимоотношениях со взрослыми.
Положительные результаты дают интеллектуальные игры. В ходе подготовки к ним активизируется познавательная деятельность ребят,они много читают с родителями, открывают для себя окружающий мир,обсуждают со взрослыми прочитанное, вместе гуляют по городу, узнают исторические и памятные местасвоего города, рисуют. Интересно и увлекательно, на мой взгляд, прошли игра-викторина «Мой Нижний Новгород» и новогодний ринг «Дорогами добра».Во время этих мероприятий дети наши были активны и жизнерадостны, с удовольствием отвечали на вопросы, участвовали в конкурсах. Игры эти помогли им не только расширить свой кругозор, но и проникнуться любовью к родному городу, своей малой родине, у них возникло желание самим творить добрые дела на благо людей. Нам было радостно видеть своих воспитанников счастливыми!
Очень важны для детей встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Во время встреч и бесед о наших знаменитых земляках дети знакомятся с героическим прошлым нашего народа. В 2010г. Воспитанники нашего детского сада принимали участие в социальном проекте «Ветеран, живущий рядом». Был собран материал и оформлен планшет о Загибенине Алексее Александровиче. Сам он был приглашен в детский сад, где встречался с детьми и рассказывал им о войне. Ежегодно накануне Дня Победы воспитанники детского сада возлагают цветы к Вечному огню в Кремле и участвуют в Митинге памяти.
На факультативных занятиях наши ребята постигают основы православной культуры. В нравственных беседах им открываются светлые образы Иисуса Христа, Божьей матери, святых Земли русской. Особый след в душах ребят оставило посещение Александро-Невского собора, знакомство с устройством православного храма.
Во время экскурсии ребята познакомились с жизнью святого земли нижегородской Серафима Саровского. Мы верим – светлый образ этого святого на всю жизнь останется в памяти и сердцах наших воспитанников.
Ярким примером работы в этом направлении являются русские народные календарные праздники (Покров, Рождество Христово, Святки, Масленица,
Благовещенье, Пасха, и др.) Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей и сами становятся участниками праздничного действа. Праздники позволяют с одной стороны приобщать детей к истокам русской национальной культуры, с другой – физически развивать их, т. к. все праздники включают в себя народные игры, соревнования, хороводы.
2. Культурно – познавательное развитие.
Цель: развивать внимание и наблюдательность к окружающему
мира,вырабатывать в детях своё отношение к нему,
«пробуждать чувства добрые».
Формы работы: целевые прогулки, экскурсии, посещение
городской библиотеки, создание своих библиотек
в группах.
Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом открывают для себя окружающий мир не только на занятиях, но и на экскурсиях по городу, и в музеях города, и при посещении библиотеки им. Жуковского, и на встречах с интересными людьми.
Наши воспитанники побывали на экскурсиях в Музее быта народов Поволжья,
в Ивановской башне Кремля, в Домике Каширина и других музеях.
Музейная педагогика способствует пробуждению интереса детей к истории родного города.
Традиционными стали экскурсии по улицам родного города, Нижегородский кремль. Воспитанники детского сада не только выезжают на экскурсии. В МБДОУ на протяжении многих лет работает музей, созданный
совместными усилиями детей, родителей и педагогов. Здесь дети знакомятся со старинными вещами, предметами народных промыслов нашего края. Есть в музее материалы, посвященные истории города, знаменитым землякам, вкладу горьковчан в победу в Великой Отечественной войне. На базе музея работает кружок «Юный нижегородец». Его члены изучают экспонаты музея, пробуют себя в роли экскурсоводов. Самостоятельное проведение экскурсий очень нравится детям.
Роль музея в духовно-нравственном развитии дошкольников велика.
Процесс познания малой Родины в музее реализуется в предметно-наглядной, активной форме.
В последние 2 года воспитанники детского сада принимали участие в районном и городском конкурсах «История обычных вещей». Были осуществлены проекты с участием детей и родителей, в ходе которых собраны экспонаты к выставкам «Кукольная планета» и «Моя первая игрушка». В нашем детском саду есть «Школы юного экскурсовода». Наши старшие ребята пробуют себя в роли настоящих экскурсоводов и в этом проекте провели интересные экскурсии для воспитанников ДОУ и гостей. Выставки были организованы таким образом, чтобы познакомить детей с историей вещей, начиная с древности. Это еще одно обращение к истокам русской национальной культуры.
С целью расширения кругозора ребят и создания интереса к книге мы создаём свои библиотечки в каждой группе. Педагоги видят, что такая форма работы вызывает у ребят желание подержать книгу в руках, полистать, взять на вечер домой, почитать её с родителями. Как это радует!
.
3. Нравственно – трудовое развитие.
Цель: включить Ребёнка в творческую деятельность, в процесс
«делания добрых дел», способствовать творческой
активности детей, будить в его душе желание делать добрые добро.
Формы работы: изготовление своими руками подарков, открыток
к праздникам, изготовление кормушек для птиц.
Трудовое воспитание дошкольников важно само по себе. Еще большее значение оно приобретает, если ребенок совершает добрые дела для кого-то.
В детском саду сложились традиции: изготовление новогодних и рождественских подарков для детей -инвалидов и воспитанников приюта своими руками, изготовление открыток ко Дню Победы и вручение их ветеранам.
Зимой 2012-2013 гг. дети совместно с родителями приняли активное участие в акции «Поможем зимующим птицам». Кажетс, всё просто: изготовили кормушки, развесили их, и хорошо. Но к этому событию тщательно готовились дружно все вместе: и взрослые. и дети, и педагоги, и знакомые! Совместная деятельность наполнила сердца «чувствами добрыми» к пернатым гостям, объединила и сплотила всех!
В нашем детском саду периодически устраиваются праздники, инсценируются русские народные сказки. С этими программами мы организуем выездные концерты для детей с ограниченными возможностями.
Мы верим: вся деятельность педагогического коллективы нашего детского сада,все направления и формы работы, совместная деятельность педагогов, воспитанников детского сада и их родителей, благотворно воздействует на эмоциональное состояние души каждого Ребёнка, все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития и духовного роста наших ребят и создают радостную атмосферу в детском коллективе и приведут к главному результату – усвоению ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, понимания, любви.