Жанна Макарова
Социально-эмоциональный интеллект и его развитие у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность распознавать, понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач. Это важная, ценная и значимая способность, которая является фундаментом для развития многих гибких навыков. Такая же способность как общий интеллект, только мы работаем с той информацией, которая нам дает эмоции, мы ее также анализируем, воспринимаем, принимаем во внимание при принятии решений, используем ее в деятельности, по сути это та же когнитивная способность. Существуют правила по диагностике и развитию эмоционального интеллекта. Введение термина «эмоциональный интеллект» в научную психологию и его всесторонний анализ связано с именем Джона Мэйера из Нью-Гемпширского университета и Питера Саповея из Йельского университета в 1990 году. В 1999 году к исследованиям присоединился профессор Д. Карузо и они далее продолжили работу над методикой измерения эмоционального интеллекта. С введением этого термина началась активная научная и популярная работа по исследованию и формированию системы развития ЭИ. В отечественной психологии такого термина не было в 90-е г. г., но психологи проводили исследования, начиная с Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Вопрос о связи аффекта и интеллекта изучался и Л. В. Крушницким, проведен анализ связи аффективной и когнитивной сферы. Исследования показывают, что с младшего школьного возраста эмоциональный интеллект связан с академической успеваемостью, имеется сильная корреляция. Ребенок может все знать, многое изучить, но в какой-то момент он может не справиться со своим эмоциональным состоянием, поскольку родители усиливают важность проверочной работы, итогового мероприятия, усиливают тревогу по этому поводу. Много исследований связано с взаимодействием детей между собой, дети меньше капризничают, лучше себя ведут, более адаптивны к социуму, лучше используют конструктивные стратегии, чтобы справляться с простыми и более сложными причинами эмоциональных состояний. Исследования 2020-2023 г. г. показывают связь высокого эмоционального интеллекта с хорошей успеваемостью в школе. Дети с развивающимся эмоциональным интеллектом вырастают более гармоничными, счастливыми людьми, благополучными взрослыми. Эмоциональная атмосфера семьи с развитым эмоциональным интеллектом является психологически устойчивой, уравновешенной, теплой, поддерживающей, эмпатичной. Дети учатся защищать, культурно и уверенно отстаивать свои личные границы, дети становятся эмоционально образованными. Они научаются тому, как им экологично использовать ресурсы разных эмоций. Например, использовать ресурсы эмоции злости для отстаивания своих границ, регулировать страхи, понимать, где я могу отработать страх или другую неприятную эмоцию, а где нет и нужна помощь родителей. Полезно давать задания на развитие социально-эмоционального интеллекта детям вместе с родителями. Осознавая свою эмоциональную сферу, для ребенка становятся более открытыми ситуации манипуляций других детей, он больше понимает, что они от него хотят, лучше строят межличностные отношения, эффективнее решают конфликты. Эмоциональный интеллект – это основа, фундамент многих гибких навыков, как поведенческих, социально-коммуникативных, интеллектуальных, так и профессиональных.
Публикация «Социально-эмоциональный интеллект и его развитие у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоциональный интеллект – это когнитивная способность, развивая которую мы повышаем адаптивность, коммуникативные навыки ребенка, когда он лучше вступает в коммуникацию, решает конфликты. Из чего же состоит эмоциональный интеллект, какие способности составляют структуру эмоционального интеллекта? Давайте разберем четыре группы способностей. Первая способность – это способность распознавания, восприятия эмоций, что я чувствую сам и что чувствует другой человек. Мы считываем у людей эмоциональную информацию и еще чувствуем эмоцию среды вокруг, что происходит среди людей там, где мы находимся, в помещении, куда мы пришли. Это первая, базовая когнитивно-эмоциональная способность в развитии эмоционального интеллекта. Нет не нужных, бесполезных для человека эмоций, все эмоции хороши и полезны, не нужно их бояться, их нужно использовать для решения поставленных задач, возникшей внутренней или внешней проблемы, противоречия, неприятности, несогласия, неудовлетворенности в чем-то и т. п. Дети, начиная примерно, с 2,8 лет (с момента начала кризиса трех лет, у каждого ребенка индивидуально) начинают узнавать функции каждой эмоции, когда же она ему помогает действительно, в какой деятельности она наиболее применима, где и когда определенный ресурс эмоции актуален. Мы распознаем возникшую собственно эмоцию и думаем с ребенком, как ее экологично направить. Если какая-то задача не решается, не получая необходимый результат, нам об этом сообщают эмоции. Вторая способность – это понимание причин возникновения эмоции (ий) и изменение их во времени. Причины – это триггеры, из-за чего происходит, возникает эмоциональное переживание и ее развитие во времени. Следующая способность – она сложна в развитии, она объединяет в себе две первоначальные, предыдущие способности, это управление своим эмоциональным состоянием, саморегуляция, влияние на эмоции других и как эмоция будет развиваться во времени. Мы развиваем эту способность, когда мы распознали эмоции, и можем ими управлять. Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это часть общего интеллекта, когнитивная способность. Соответственно, объективно ЭИ можно измерить как общий интеллект. Это задачные методики, тесты по возрастным категориям. Есть взрослая валидная методика, наш российский тест определения ЭИ Е. А. Сергиенко. Есть методика для подростков, можно измерять уровень развития ЭИ у детей с 10-17 лет. Ребенку предлагаются задачи, некоторые социально-эмоциональные кейсы, либо невербальные задачки, картинки на четыре способности и подспособности, ребенок определяет эмоцию, либо решает коммуникативную задачу, проблемную ситуацию. В результате мы получаем общий уровень эмоционального интеллекта и отдельно по способностям ЭИ. Для дошкольников подходят все психометрические разработки, их можно адаптировать под мониторинг ЭИ, понимает ли ребенок эмоции, видит ли он причинно-следственную связь их возникновения, это больше качественная оценка и беседа с ребенком. Как развивать способности ЭИ? Первая способность распознавания эмоций своих и других людей осуществляется по маркерам (мимика, жесты, голос, интонация, определяем эмоции среды вокруг, точно выражая свое эмоциональное состояние словами, размышляя над тем, как направить определенную эмоцию, или их может быть несколько, на адекватное решение задач. Мы начинаем с азбуки эмоций и берем восемь базовых эмоций по Роберту Плучику (радость, печаль, злость, страх, доверие, отвращение, удивление, интерес). Задаются разные задания, направленные на то, как ребенок может определить изучаемую эмоцию у себя и у других. Важная шкала для управления эмоциями, это шкала интенсивности эмоций. Важно работать с детьми по интенсивности эмоций. Для этого есть задания, ребенок определяет насколько интенсивно он чувствует эмоцию, проявляет ее, или другой человек. Например, когда мы ловим тревогу в первоначальном моменте, это означает, что нам не все равно, какой у нас будет результат. Профилактика тревоги – это повышенная информированность, подготовленность к мероприятию, действию, решению, деятельности. Эмоции радости, восторга дают человеку энергию, силы, возможность творчества, новых идей, усилия мыслительной деятельности. Печаль показывает о том, что возможно нужно отдохнуть, набраться сил, а потом сконцентрироваться, определить, что не нравится, где нужно исправить ошибку, в отношениях, в делах, кому-то посочувствовать, поделиться ценным опытом, решить, что не сделано, не доработано, в чем есть не закрытые гештальты и составить план действий. Детям предлагаются кейсы, в которых они решают, когда им помогают те или иные эмоции, в какой деятельности. Дети начинают понимать, какая эмоция поможет узнавать, изучать новое, посочувствовать, проявить эмпатию, идти вперед, не бояться, делиться своими идеями, умениями. Как нам поможет эмоция злости, отстоять свою точку зрения, остановить неприятные действия человека в отношении себя, выразить и отстоять свои границы дозволенного, запреты. Регулируя интенсивность эмоции, мы можем адекватно сообщить свое эмоциональное состояние, его причину, решение, просьбу. Управляя эмоциями, мы используем их в адекватном решении, мы становимся увереннее. Эмоция страха, может предостеречь от опасности, поймав сигнал эмоции. Понимая причину и следствие, дети учатся устанавливать такую связь, когда начинают отслеживать появление эмоции. Этому учимся и с помощью игровых заданий. Игра «Я, эмоция… появляюсь, когда…», «я возникаю, когда происходит», «когда я, я чувствую…», «когда мне, я чувствую…». В результате выстраивается картина-алгоритм в виде цепочки «эмоция, как ее узнать, где она поможет, когда она возникает, ситуативные причины появления эмоции и как она может переходить из одной в другую». Это важно для формирования словаря эмоций, способности не подавлять эмоции, а осознавая, понять, что тебе лучше, что ты хочешь, что важно, снизив свою эмоциональную интенсивность, подышать, поплакать, не страдая, позлиться экологично и правильно выразив эмоцию словесно решить проблемную ситуацию, когда выигрывают обе стороны. Здесь мы говорим не об ошибочном варианте позиции, когда, «хорошие девочки злость не проявляют, они страдают». Не надо страдать, нужно сообщить о своей эмоции и о своем решении, о своей позиции. Мы можем влиять на других своими эмоциями, заряжать эмоциями других людей, также мы с детьми можем отслеживать, когда переходим в какое-то эмоциональное состояние, например, очень хорошо реагируем на кого-то, на что-то. И здесь у нас есть разные стратегии. По сути, с простейшими стратегиями с детьми мы начинаем знакомиться. Какое состояние у ребенка сейчас, приятно или не очень приятно, как он может совладать с неприятной эмоцией «пятой степени» по интенсивности. Мы это развиваем, интегрируем и направляем в жизнь. Мы решаем разные ситуации с детьми, которые касаются жизни в детском саду, взаимодействия, вопросов доверия между детьми, как помериться, подружиться и т. д. В зависимости от возраста ребенка и его задач, которые решает этот возраст, возникающих проблем, ресурса который можно использовать, мы все переносим в жизнь, подключая и родителей ребенка. Родители, педагоги являются эмоционально-интеллектуальными лидерами для ребенка, примером. Взрослым, ЭИ нужно развивать в первую очередь у себя. Конечно, контент применения способностей эмоционального интеллекта у взрослых, другой, жизненные ситуации - другие. Но, алгоритм развития ЭИ схож, расширяется контент, усложняются ситуации. Все четыре способности ЭИ мы используем в интеграции, «что я сейчас чувствую», «что произошло», «насколько интенсивно», «что я сейчас делаю», «помогает ли моя эмоция и реакция, мои действия решить ситуацию, или мешает», «что будет, куда выплеск такой интенсивности может привести, что может быть в результате». Может быть, будет полезно сделать паузу, успокоиться, выплеснуть эмоции, снизить интенсивность, выбранным способом, и спланировать, как решить ситуацию, более эффективно действовать.
Как такое обучение внедрить в образовательный процесс, в занятия? Есть средовой эффект, когда эти способности ЭИ вы используете не в течение 15 минут занятия, а практически на протяжении всего дня. Отмечаете эмоции детей, причины, что произошло, какая эмоция поможет в ситуации решить проблему, неприятность, достичь полезного, эффективного результата. Мы формируем такую среду среди педагогов, взрослых и детей. Чем выше ЭИ у взрослых, тем меньше профессионально-эмоционального выгорания, больше удовлетворенности от работы. Получается, что у детей формируется такой внутренний эксперт по развитию ЭИ и с ними проводятся варианты занятий немного усложненнее. У каждого возраста свои задачи и эта способность усиливается постепенно в соответствии с взрослением. Мы включаем родителей в процесс развития у детей способностей, навыков ЭИ. Стоит отметить, что ряд авторов выпустили пособия для развития ЭИ детей от 3-5 лет, пособия создают структуру для изучения, направляют на поэтапное обучение и применение. Используйте эмоции как свой ресурс, распознавайте их и изучайте их с детьми. Важно замечать эмоции свои и детей, задавая вопросы ребенку о том, «что случилось?», «почему это происходит?», называя эмоции, озвучивая и вербализируя их, объясняя ребенку, окружающим его детям, развивая эмпатию и формируя привычку обращать на это внимание.