Надежда Борисова
Цвет в физическом воспитании дошкольников: перспективы, возможности, решения
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
Это – постоянно обновляющийся источник радости. «Цвет сам по себе что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать»,- считал В. Ван Гог
Публикация «Цвет в физическом воспитании дошкольников: перспективы, возможности, решения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
Дети выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Плохих цветов не существует.
В практике физического воспитания цвет выполняет множество различных функций. Хочу обобщить основные из них, представив результаты научно-теоретического и практического опыта.
Цвет как стимул.
О стимулирующем влиянии цвета на психофизическое состояние человека было известно ещё в древности. В настоящее время эта особенность активно используется в цветотерапии. Исследователи, в частности, отмечают, что красный цвет возбуждает, наполняет силой, активизирует функции организма. Оранжевый – стимулирует, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние. Жёлтый – тонизирует, «согревает», стимулирует умственную и мышечную активность, наполняет оптимизмом, снимает печаль Этот цвет полон оптимизма и радости. Зелёный – успокаивает, снимает напряжение, повышает умственную работоспособность, концентрирует внимание. Голубой – «охлаждает», синий – помогает прийти к покою в себе, Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями.
Цвет как ориентир. Как известно, ознакомление с окружающей средой у человека осуществляется с помощью ориентировочно-исследовательской деятельности. Все вы прекрасно знаете, что с помощью цветной разметки спортивного зала можно значительно ускорить время перестроения и деления детей на команды. Для этого пол в спортивном зале делят на условны зоны и каждую обозначают цветной отметкой, чередуя два или три цвета, большинство используют белый цвет, так как он помогает детям быстро ориентироваться в зале.
В нашем детском саду реализуется педагогический проект «Цвет в физическом воспитании дошкольников». За основу взят один из разделов программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», раздел «Цветовое сопровождение физического воспитания детей» идея которой состоит в том, что посредством определенных цветовых режимов (цвета зала, цвета тренажеров, спортивного инвентаря, кабинетов) можно содействовать более эффективному двигательному развитию ребенка, становлению его психических функций, адаптироваться в социуме.
В муз-спортивном зале подобрано яркое спортивное оборудование, которое содействует более эффективному двигательному развитию детей. Так же в работе с воспитателями в группах была подобрана яркая по цвету детская мебель, дидактический материал. В каждой группе у детей свой цвет спортивной формы.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя работа строится на основе игры.
Почему именно технология воздействия цветом? (цветотерапия) использование цвета на занятиях? Как я уже говорила, цвет для детей как палочка-выручалочка. Мне удается корректировать эмоциональное состояние детей.
Когда дети приходят на мои занятия, то я смотрю на их эмоциональное состояние. Если они возбуждены – стараюсь их успокоить, используя синие тона – ленты, синее полотно, массажные дорожки. И наоборот, если дети усталые, пассивные – красный цвет (яркие полотна, цветные ленты, цветной мат). У детей появляется желание заниматься, чувство комфорта, успокаиваются.
В своей работе я использую игры с цветными полотнами – цель : совершенствовать восприятие цвета, снятие эмоционального напряжения, агрессии, доставить детям удовольствие, радость от упражнений. Используются полотна – красного цвета, синего, зеленого, желтого и полотно по цвету радуги.
«Сухой дождь» -успокаивает нервную систему, шустрые дети успокаиваются, а спокойные активизируются. (дети ходят от холодных тонов к теплым). «Цветной зонтик», «Карусель», «Тучка Синяя плывет», «Облако плывет», «Радуга»
Подвижные игры из серии «С цветные атрибуты» - игры с цветными атрибутами – цветные мячи, шарики, ленты, флажки, кубики, геометрические фигуры, цветные модули, мешочки, цветные полотна, платочки, цветные ленты, бабочки. Цель этих игр: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, закреплять основные виды движений. Для детей младшего возраста – игры «Встань на определенный цвет, около цвета, найди такой же по цвету», «Собери цветные мячики, круги, квадраты, мешочки». Для старшего возраста правила игры усложняется.
Подвижные игры из серии «Времена года» - «Осень– весна, зима-лето,» Цель этих игр: совершенствовать восприятие цвета, закрепить знание о временах года, развивать произвольное внимание, закреплять ОВД. Игры для младшего возраста – «Встань к осеннему дереву, зимнему, весеннему, летнему», «Положи снежинку на синее полотно- зима, лето – положи цветы, грибы, ягоды, бабочки на красное полотно» и др. Для старшего возраста усложняются условия игры, ставятся 2-4 дерева по временам года, можно использовать цветные полотна – красный –лето, синий – зима, желтый – осень, зеленый – весна.
Игры – соревнования, командные игры. Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, закреплять силу, быстроту, ловкость, чувство товарищества. Игры с предметами – кто быстрее перенесет, донесет, соберет, построит». «Собери фигуры по цвету, сложи инопланетянина, елочки, сложи цветок, посади семечко» и др. Под. игра «Радуга или Цветик - семи цветик». Подвижная игра «Запрещённый цвет»
Я работаю в тесной связи с воспитателями : которые применяют цветотерапию на занятиях. Дети используют в самостоятельной и игровой деятельности, очень интересно проходят в группах цветные недели – каждый день дети приходят в одежде определенного цвете, а также подбираются игры по цвету, оборудование. Разучиваются стихи определенного цвета, загадки. Узнают много интересного о цвете. Детям доставляет радость, комфорт.
В заключении хочется сказать: Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.