Елена Еговкина
Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».
План семинара :
1. Теоретическое обоснование проблемы
- психологический портрет непопулярного ребенка;
- причины непопулярности детей среди сверстников;
- шпаргалка для воспитателей
2. Практическая часть
3. Рефлексия
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.
Публикация «Семинар-практикум „Непопулярные дети, Возможности педагогической коррекции“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.
Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие.
Психологический портрет непопулярного ребенка.
В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникатив-ное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.
У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится.
Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.
Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Это говорит о низком статусе ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагополучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивными.
В одних случаях подобные переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления : в особой избирательности действий, поступков, отношений с другими людьми.
У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие.
В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.
Причины непопулярности детей среди сверстников.
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:
• уровень развития навыков общения;
• привлекательный (непривлекательный) внешний вид;
• степень развития игровых навыков;
• обладание заманчивыми игрушками, предметами.
Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними. Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.
Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выража-ется в замкнутости и застенчивости.
Оценка неблагополучия ребенка в группе:
1. Наблюдение
Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (н-р во время прогулки) такие, например моменты:
- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;
- сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.
Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения (таблица).
При интерпретации данных необходимо иметь в виду следующее:
- некоторые из приведенных в протоколе наблюдения форм поведения могут встретиться и в жизни вполне благополучного ребенка. Тогда они просто требуют определенного вмешательства со стороны взрослого;
- чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения;
- многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка в группе.
2. Социометрия (методика «Секрет», «Выбор в действии»). Один из традиционных методов изучения психологического климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и изгоев, наличие микрогрупп.