Бибигуль Акдавлетова
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социального и личностного развития дошкольников в процессе взаимодействия с окружающим миром особенно актуальна на современном этапе, поскольку основные личностные структуры закладываются в дошкольном периоде младенчества. Это накладывает особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств ребенка в семье и дошкольных учреждениях.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие ученые, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной мозговой деятельности, а отрицательные замедляют развитие личности. Если ребенок не научился контролировать свои чувства, малейшие неприятности и трудности могут вызвать у него напряжение. Неумение выражать свои чувства всегда создает конфликтные ситуации в жизни, причиняя вред себе и окружающим.
Благодаря эмоциональному развитию ребенок способен регулировать свое поведение и избегать поступков, которые могут быть совершены под влиянием случайных ситуаций и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать различные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, потому что эмоции рассказывают окружающим о его внутреннем состоянии.
Рекомендации по инновационной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по теме "Социально-коммуникативное развитие", согласно образовательным стандартам федерального государственного:
Вариативная организация экспериментальных и тематических игр-путешествий с детьми как основной метод обучения;
Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
Литература и игры (чтение).
- Организация сюжетной игры;
- Игра для развития мелкой моторики рук;
Взрослые выступают в игре как партнеры, образцы для подражания, как люди, которые оценивают знания и умения ребенка.
Игра - ФГОС выступает как форма социализации ребенка в свете.
Игры - это не развлечение, а особый способ вовлечения детей в творческую деятельность, способ стимулирования их активности. Социальное и коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как основной вид деятельности ребенка. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируется поведение ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести необходимые социальные навыки в игре.
Эта игра дает детям возможность воссоздать мир взрослых и поучаствовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и правильно взаимодействовать с окружающими.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишить ребенка игровой практики - значит лишить его главного источника развития. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, которая всегда имеет место среди всех людей.
Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает культурой речи, общения и человеческого мышления.
Ребенок копирует и отображает мир, в котором он живет, в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Способность понимать речь и произносить ее становится важным средством развития ребенка на 3-м году жизни. В этом возрасте функция речи расширяется, становясь не только средством общения между детьми и взрослыми, но и средством общения с детьми.
Совместная деятельность взрослых и детей помогает установить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество между взрослыми и детьми. Важно, чтобы мы организовывали совместные действия таким образом, чтобы ребенок взаимодействовал или находил живой, доступный для ребенка повод для общения.
Некоторые особенности малышей:
Им трудно сосредоточиться на монотонных и непривлекательных занятиях, но во время игры они могут уделять внимание длительное время;
Внимание вызвано внешне привлекательным объектом, событием и длится до тех пор, пока сохраняется интерес;
Поведение ситуативно и чаще всего состоит из импульсивного поведения;
Подражание и легкая внушаемость - характерные черты младенцев. ;
Предпочтение отдается зрительно-эмоциональной памяти и наглядно-действенному мышлению.
В своей работе я использую самые интересные игры для малышей для разработки сценариев, активизирующих мелкую моторику и общение рук.
Игры для развития мелкой моторики рук
Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Чтобы принцип соединения деталей был разным, лучше приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов. При этом следует помнить, что с деталями работать сложнее.
Разные виды мозаики — шестиугольные пластины, круглые, квадратные. Сначала рекомендуется использовать мозаику с выпуклыми деталями, а затем плоскую мозаику. Вы также можете подобрать наборы с разными размерами деталей. Сначала предоставьте ребенку вставить детали мозаики в любое отверстие ("Куда упадет", а затем покажите, как выкладывать дорожки и столбики из мозаики. Считается, что более сложным заданием является выполнение изображений цветов, травы, солнца, животных и т. д.
Поводок заключается в продевании шнурка, проволоки или толстой нитки в отверстие. Основа для шнурков может быть изготовлена из разных материалов: ткани, поролона, картона, фанеры, из которой сделаны отверстия. Кроме того, основание поводка может быть не плоским, но оно имеет объем: крупные пуговицы (размером около 10 см); яблоки с отверстиями, в которые "заползает червяк"; яблоки с отверстиями, которые нужно затянуть поводком; яблоки с отверстиями, в которые "заползает червяк"; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь; яблоки с отверстиями, в которые "заползает" червь в которых "ползает червяк"; яблоки с отверстиями, в которых "ползает червяк"; яблоки с отверстиями, в которых
Игра с ножницами для стирки белья. Сначала вам нужно показать малышу, как одновременно нажимать на концы ножниц для стирки двумя пальцами. Если прикрепить прищепку к кругу из желтого картона, то можно увидеть солнце в лучах, а если сделать силуэт ежика, то прищепка станет иголкой ежика. Не забывайте, что легче научиться вынимать ножницы для белья, чем затягивать их. Вы можете организовать игры в стирку и прикреплять кукольную одежду к натянутой веревке, используя ножницы для белья.
Сценарий, который активизирует общение.
Взрослые здесь выступают в роли неформальных лидеров, которые заранее разрабатывают определенные программы, сценарии и определенные задачи. Но он не должен строго им следовать. Реализованный сценарий - это результат взаимодействия плана, намеченного взрослым, и противоположной активности ребенка.
Ситуация в игре помогает ребенку почувствовать важность воспринимаемого качества в определенных условиях и необходимость действий в игре. Поощряйте диалог и осознание методов рационального поведения.
Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют и помогают персонажам игры.
Также в своей работе я использую различные игры, вызывающие общие положительные эмоции
Поначалу коммуникативные игры проводятся в то время, когда дети заняты, а не играют. Следует отметить, что практически все дети участвуют в игре с большим желанием. После таких совместных занятий настроение у детей повышается, что стимулирует их самостоятельно организовывать последующие действия "сообща".
Использование коммуникативных игр с маленькими детьми способствует развитию навыков общения, коммуникабельности ребенка и положительно влияет на формирование дружеских отношений со взрослыми.
Умение любить и принимать себя, умение по-доброму относиться к другим - это фактор, определяющий судьбу ребенка, дающий ему возможность в будущем стать достойным членом общества и жить как личность.
Спасибо за внимание.