Марина Жидко
Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками; с детьми по соседству; со взрослыми, - тем успешнее будет его социализация.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2022
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир им кажется пугающим и опасным. Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами микросоциума - вовлечение его в творческую деятельность. Перед педагогами стоит задача помочь особому ребенку развить и раскрыть его личностный потенциал. Как же творчество помогает раскрывать личностный потенциал?
Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Творческий подход – это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть на привычные вещи под необычным углом. Наверное, многие взрослые скажут: «Какое еще творчество! Считать и писать до сих пор не научились!». Но на самом деле в творчестве самое важное - это желание. Творчество - это не только и не столько результат достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В творческом порыве ребенок исследует мир, и этот импульс любознательности развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым сильным педагогом.
Положительная динамика, результативность работы с ребенком во многом зависит от умения педагога поддерживать его интерес, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей через демонстрацию достижений каждого ребенка.
Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Мне хочется поделиться советами по организации творчества детей с ОВЗ :
• Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен;
• Позаботьтесь об уважительной и доброжелательной атмосфере;
• Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого, не навязывайте свое мнение;
• Говорите о том, как вы рады совместному творчеству детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения: в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов. Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер!
Для реализации своего творческого потенциала детям с ОВЗ требуется большая социальная активность, смелость и фантазия. Целью работы с детьми с ОВЗ должно быть желание помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов другим людям, а также придать им уверенности в своих силах. Это будет способствовать их успешной социализации в обществе.
Задачи в работе с детьми с ОВЗ:
1. Создание позитивной атмосферы и общения;
2. Развитие и реализация творческого потенциала детей;
3. Развитие фантазии, художественного вкуса;
4. Воспитание положительного отношения к собственному творчеству;
5. Развитие восприятия, мышления и мелкой моторики (сила, скорость, точность движений);
6. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
В ходе работы необходимо использовать различные приемы и методы вовлечения в творческую деятельность - это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т. д. Деятельность разрабатывается с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелена на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
В заключении хотелось бы сказать, что занятия творчеством позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развить мелкую моторику, развивают творческое мышление, терпение, ответственность, позволяют научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих их людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Педагоги дошкольных групп должны предоставить ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний. Для многих детей с ОВЗ – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.