Ольга Петровна
Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности в условиях дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности в условиях дома ребёнка»
/Описание педагогической деятельности/
Я работаю воспитателем в Доме ребёнка. Значительная часть воспитанников моей группы поступает из семей, где не было любви и согласия, где не воспитывались у детей понятия доброты и честности. Неприязненные отношения, а часто и враждебность между родителями, негативно воздействовали на воспитание ребёнка. С приходом к нам жизнь ребёнка существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В этот непростой для него период жизни очень важно, чтобы первая ступень процесса социализации (адаптация) к условиям дома ребёнка прошла для малыша безболезненно, в атмосфере почти домашнего тепла и уюта.
Публикация «Социализация детей раннего возраста посредством игровой деятельности в условиях дома ребёнка» размещена в разделах
Согласно ФГОС дошкольного образования, именно в раннем возрасте начинается процесс социализации. Ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Поскольку игра в дошкольном возрасте выступает ведущим видом деятельности, именно её я использую в целях воспитания, обучения и, как следствие, социализации детей. Игровая деятельность - это именно тот вид деятельность, в котором я могу помочь ребёнку в полной мере проявить свою индивидуальность и самостоятельность, попробовать, примерить различные роли, усвоить и проиграть различные правила, нормы общественного поведения.
Значимым условием социализации детей раннего возраста и адаптации их к условиям дома ребёнка, является правильно организованная предметно-развивающая среда. Следуя этому, я стараюсь создать в группе такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно и комфортно.
При организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС, я стремлюсь к соблюдению основных принципов: насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность. На основании вышеперечисленных принципов мной была продумана организация пространства так, чтобы всегда можно было удивить и заинтересовать вновь поступивших детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность успешной социализации и мог свободно заниматься любимым делом. Жизненное пространство группы дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты на Центры детской активности: Центр сенсорного развития; Центр театрализованной деятельности; Игровой центр; Центр «ряженья» и ролевых игр; Центр (уголок) музыки; Центр изобразительного искусства; Центр развивающих игр; Литературный центр (книжный уголок); Спортивный уголок; место для отдыха и Уголок уединения.
В каждом из центров представлены материалы и атрибуты, способствующие сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей. Также я стараюсь обеспечить возможность использования игрового оборудования в разных игровых ситуациях и разных видах детской активности, как мальчиками, так и девочками.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Именно в игре у ребёнка складывается понятие о коллективной деятельности, дети учатся совместному взаимодействию, учатся слушать и слышать друг друга, постепенно научаются принимать чужие правила и делать их своими.
При помощи игры я развиваю ребенка в следующих социальных отношениях:
- Развитие речи. С каждой новой игрой, новым занятием или игрушкой, ребенку понадобится набор слов, которые потребуются ему, чтобы объяснить суть происходящего. Все виды игр, которые я использую в своей работе, позволяют ребенку практиковать свою речь.
- Физическое развитие. Предложенные мной игры помогают в развитии координации движений ребенка, способствуют развитию двигательных навыков, а физические упражнения - чувство уверенности в себе.
- Эмоциональное развитие. Играя с детьми, позволяю ребенку выражать свои чувства: как отрицательные, так и положительные. Иногда мне приходится наблюдать, как ребёнок всё своё раздражение переносит на игрушку, нежели на других детей или взрослых. Это помогает ребёнку научиться контролировать свой гнев. Другой же ребёнок наоборот во время игры может выражать любовь и привязанность.
- Социальное развитие. В процессе игры я учу ребёнка впервые строить отношения с окружающими, познать такие социальные навыки, как умение дожидаться своей очереди и делиться с окружающими, а также обращать внимание на эмоции окружающих и впоследствии делать выводы об этих эмоциях.
- Интеллектуальное развитие. Посредством игры я даю детям представления об общих фактах, возможность исследовать необычные материалы, попытаться сделать что-нибудь необычным способом.
В своей повседневной работе я использую следующие виды игр:
1. Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук: занятия с конструкторами; разнообразные виды мозаик; шнуровки; игры с использованием прищепок; игры на застёгивание (расстёгивание).
2. Коммуникативные игры, способствующие самовыражению, взаимному сотрудничеству в совместной деятельности детей и взрослых: игры, вызывающие общие положительные эмоции; телесные игры; игры, объединяющие общим действием; игры, способствующие овладению простых правил поведения; игры в кругу; игры с передачей игрушек.
3. Сюжетно-отобразительные игры, способствующие приобретению детьми определенного социального опыта («Кормление куклы обедом», «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела»). Здесь следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для обогащения их опыта, я организую наблюдение и комментирую действия, привлекаю детей к выполнению поручений, к помощи близким взрослым и другим детям группы, читаю им книжки, рассматриваем картинки.
4. Дидактические игры, способствующие социально-нравственному развитию ребенка. В них я, как правило, ставлю конкретную педагогическую задачу (например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета). Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики. В этих играх происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в них я учу ребёнка проявлять чуткое отношение к сверстникам, быть справедливым, уступать в случае необходимости, сочувствовать и т. д.
5. Подвижные игры, способствуют развитию культуры ребенка и, исходя из моего опыта, самый любимый у детей любого возраста вид занятий. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества (подражательные, требующие попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д. ; сюжетные - «Лохматый пёс»; с правилами - «Прятки»; соревновательные — в беге, прыжках; хороводные).
6. Игры-забавы (потешки, песенки, стишки). Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, сопровождаются разнообразными движениями и звуками, и охотно воспроизводятся детьми. Эти игры наполнены атмосферой радости и удовольствия, с которыми ребенок подражает действиям взрослых. Часто разные виды игр сочетаю между собой.
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И моя задача – не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, помочь приобрести в игре необходимые социальные навыки и, тем самым, научить малыша играть самостоятельно. Для решения этой задачи, я использую в своей работе следующие методы и приёмы:
1. Вовлекаю ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, побуждаю малыша воспроизвести то или иное действие.
2. Обыгрываю любые предметные действия.
3. В игру включаю чисто условные действия «с отсутствующим предметом».
4. Первые игровые действия обращаю не только на игрушки, но и на себя, на другого ребёнка, на самого малыша.
5. Включаю игровых персонажей в режимные моменты.
6. Поощряю и подхватываю любое действие малыша.
7. Сопровождаю игру речью, помогая тем самым ребёнку выстраивать цепочки из ряда последовательных игровых действий.
8. Ввожу в игру предметы-заместители.
Для последовательной работы в данном направлении я разработала перспективный план на год по социализации детей раннего возраста посредством игровой деятельности и сделала подборку картотеки коммуникативных игр.