Каролина Гиголаева
Снижение голосо-речевой нагрузки воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Голос и речь педагога — важнейшие инструменты его
Профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации важных образовательных задач.
Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательного процесса.
Публикация «Снижение голосо-речевой нагрузки воспитателя» размещена в разделах
Организация процесса воспитания и содержание воспитательно образовательной работы в ДОО требуют от педагога большого диапазона
вариативных коммуникативных умений:
• подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
• изменять силу и интенсивность голоса;
• использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания
благоприятной обстановки в группе;
• стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;
• строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;
• выбирать речевой материал, соответствующий теме ОД, возрасту и познавательным возможностям детей.
Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе
ДОО. Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных разделов коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.
Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений:
• строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и
познавательные возможности;
• подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей;
• выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников;
• стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы, корректировать речь ребенка;
• грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.
В последнее время количество детей в группах ДОО увеличивается, в связи с этим, нагрузка на голос педагогов существенно растет. Поэтому педагогам
важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.
Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях :
• создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы ( например: если зазвенит колокольчик — садимся
за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);
• используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;
• постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и
другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);
• назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками,
дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;
• включайте на занятиях фрагменты аудиозаписей и мультфильмов, видеоролики с героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов животных.
Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.
В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка.
При организации самостоятельных детских игр необходимо создать развивающую среду для каждого ребенка, отталкиваясь от его интересов и потребностей. С учетом игровой ситуации педагог подбирает соответствующие интонации: одному воспитаннику представляется доброй волшебницей, которая разукрасила лист бумаги разными красками, другому — злой колдуньей, которая варит зелье, и т. п.
Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
• не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;
• делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;
• привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;
• напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной
деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.
Для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние в начале дня можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях). Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.
Общие рекомендации по выполнению упражнений
При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.
Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.
Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена
вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д., постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.
Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.
Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».
Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.
Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными.
Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.
Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос.