Кушнарёва Надежда
Смысловая роль интонации в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Смысловая роль интонации в работе педагога»
Вводное слово
Музыка занимает важное место в культуре человечества. Она формирует личностные качества человека, помогает ему осознать его отношение к окружающему миру, а также способствует отражению его духовного мира.
Предмет Музыка обладает способностью отражать тонкие оттенки человеческих переживаний, может эмоционально воздействовать на учеников, влиять на развитие мышления, сознания.
Публикация «Смысловая роль интонации в работе педагога» размещена в разделах
Пение играет важную роль в развитии реб нка, в формировании его как музыкальных, так и личностных качеств. Именно в пении реб нок может проявить сво отношение к музыке и к тому, о ч м он по т.
Но не всегда реб нок способен выразить все свои чувства при помощи голоса. Порой что-то ему мешает раскрыть свои переживания в полной мере. И одним из препятствий на пути к достижению этой цели является неправильное интонирование.
В последние годы проблема неверной интонации детей вс возрастает.
Любому педагогу на его профессиональном пути встречаются трудности работы с неправильно интонирующими детьми. Трудная задача ставится перед педагогом в том случае, если ему предстоит научить чисто интонировать ученика в общеобразовательной школе, так как таких проблемных учеников может быть большое количество. К тому же в рамках одного урока музыки в неделю уделить внимание каждому нечисто интонирующему ребенку не предоставляется возможным.
Главное для педагога разобраться в причинах нечистого интонирования и найти пути решения этой проблемы. (включать в свои уроки упражнения,связанных с работой над интонацией,дикцией)
Цель: формирование у ученика интонирования в учебной деятельности
Задачи:
Обучающие:
• формирование представлений о роли интонаций в разных видах деятельности
• определение связи между разговорным языком и музыкальным;
• выявление характерных интонационных особенностей в разножанровых произведениях.
Развивающие:
• развитие аналитических способностей в области музыкального мышления.
Воспитательные:
• воспитание интонационно-образного мышления; точного “прочтения” различных интонационных рисунков;
• воспитание внимания; умения слушать и слышать
Проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся на уроках, в процессе обучения:
Не умеют правильно управлять дыханием
Выбирать нужную интонацию
Правильно ставить паузы
Выбирать нужный темп
Ученики считают, что читать выразительно -это, значит, читать громко;
Выразительно петь/говорить/ читать это, значит, не спешить, читать медленно, делая паузы между словами, при этом не соблюдая логических ударений
Читать внятно, проговаривая все слова;
Не видят границ в предложениях, знаки препинания, не воспринимают на слух музыкальную фразу
В итоге, у детей искажается восприятие текста или музыкальной фразы, что влечет к частичному или полному непониманию содержания учебного материала
Интонация это…
1. Тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада.
2. Лингв. Ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
3. Муз. Точность исполнения, чистота спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты).
Добрый день (произнесите фразу с различными интонациями)
1. Утвердительно
2. Вопросительно
3. Восхищенно
4. Радостно
5. Со злостью
6. Мечтательно
7. Грустно
8. Обиженно
9. Задумчиво
10. Как ребенок
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Проговорим все стихотворение на одном дыхании
Разделим по фразам, добавим паузы
Перечислим, с какими эмоциями будем рассказывать
Вывод: Понятие «интонация» многогранно и присуще не только музыке, но и другим школьным предметам
Интонация играет значительную роль в формировании устной речи: передает смысловые и эмоциональные различия высказывания, отражает состояние и настроение говорящих, отношение к предмету разговора или друг к другу.
Очень важно педагогу доносить информацию до ученика выразительно, с соблюдением правил интонации, от этого во многом зависит усвоение учебного материала