Ольга Климова
«Смена дня и ночи». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели:
Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.
Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
Закрепить понятие «Солнечная система».
Публикация «„Смена дня и ночи“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
развивать познавательный интерес к смене дня и ночи;
обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,
Материалы и оборудование:
глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.
Предварительная работа: Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.
Словарная работа: Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?
Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.
Воспитатель: Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка» :
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?
Дети: Земля.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар.
Дети: Земля.
Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?
Дети: Влияет.
Воспитатель: Как влияет?
Дети: Оно греет Землю.
Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?
Дети: Не отдыхает.
Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)
Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.
Воспитатель: Люди часто говорят про Солнце: «Просыпается Солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?
Дети: Утро.
Воспитатель: Сейчас давайте с вами немного разомнемся
Все встали и повторяем за мной.
Физминутка
Каждый день по утрам,
Делаем зарядку
Очень нравится нам,
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).
Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это)
Каждый день и каждый год
Совершаешь оборот.
А с Земли при наблюденье
Создается впечатленье,
Что кружиться не она,
А все звезды и Луна.
Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.
Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.
Воспитатель: Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.
Друг за дружкой чередой,
Мирно ходит брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот –
Спать немедленно зовет.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.
Физминутка
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете,
На носко поднялись.
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Воспитатель: Мы с вами побывали в космосе, и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему: «Что мы видели из космической ракеты».
Воспитатель: Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.
Пальчиковая гимнастика
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается —
Цветочки раскрываются,
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.