Инна Киселева
Словесное творчество детей — путь к речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы
Словесное творчество детей — путь к речевой активности
Овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в то же время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык, накопленной человечеством тысячелетиями. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Публикация «Словесное творчество детей — путь к речевой активности» размещена в разделах
Первоначально ребенок в возрасте от года до двух лет усваивает слова, соотнося их только с конкретными предметами. Названия предметов, т. о., являются для него такими же именами собственными, как и имена людей. К концу второго года жизни ребенок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, слово «стол» ассоциируется у ребенка и со столом дома в квартире, и на даче в деревне, и у бабушки. Слово-действие «бежит» можно сказать и про человека, и про собаку. В этом возрасте можно приступать к изучению названий цвета: «зеленое, как трава», «красное, как помидор» и т. д. К трем годам ребенок начинает усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда, передающие обобщенно названия предметов, признаков (большой-маленький, горячее-холодное, действий (все, что летает, растет и т. д.). Конечно же ребенок в этом возрасте имеет полное право говорить слова с фонетической стороны неправильно, искаженно, усеченно. Это явление называется «возрастная дислалия», причина этому – недостаточное овладение артикуляционными движениями и недостаточная сформированность фонематического слуха. При патологии речевого развития наблюдаются более грубые нарушения речи, которые надолго задерживаются. Если же к двум, трем годам речь ребенка не развивается совсем, это самым серьезным образом должно насторожить родителей – в этом случае необходимо обращаться к специалистам за консультацией (врач-психоневролог, психолог, логопед).