Елена Панкратова
«Словарь дошкольника как современная индивидуальная форма работы с семьей». Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация социально-педагогической технологии
«Словарь дошкольника» - как современная индивидуальная форма работы с семьей
Панкратова Елена Юрьевна
«Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения,
самыми главными мастерами,
формирующими разум, мысли
малышей являются отец и мать»
В. А. Сухомлинский
Публикация «„Словарь дошкольника как современная индивидуальная форма работы с семьей“, Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Качество человеческой личности во многом зависит от той атмосферы, в которой происходит ее становление. Семья – это жизненный центр взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви. Основной ее функцией является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. В семье важна атмосфера позитивного отношения к миру, понимание сути происходящих внутри и вовне явлений и процессов. Это формирует у растущего человека умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, другого человека, закладывает основы понимания законов природы и готовности к дальнейшему их раскрытию.
Последние исследования современной семьи говорят о том, что в ней остро не хватает любви и практически отсутствует процедура согласования понятий и действий.
40 % всех проблем семьи кроются в неумении мужчин и женщин выстраивать семейный уклад.
До 90 % проблем наших детей, их не успешности и неправомерного поведения свое начало берут в невежестве родителей – мамы и папы, которые не знают даже основ семейного воспитания.
Общеизвестна истина: добро и зло, хамство и порядочность, успех и неудача берут своё начало в семье. Именно от того, насколько родители способны быть воспитателями самих себя и своего ребёнка, зависят нравственные устои общества и безопасность государства.
И для этого самим родителям надо постоянно работать над собой. А помощь в этом должно оказать образовательное учреждение. Но здесь необходима не просто просветительская работа с родителями, а действительно родительское образование. Причем родительское образование рассматривается не только как составная часть процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, но и одна из форм её педагогической поддержки, способ вернуться к добрым традициям духовно-нравственного воспитания в нашей стране.
Решить данную проблему возможно через использование в практике работы образовательного учреждения социально-педагогических технологий по духовно-нравственному воспитанию взрослых и детей. Для организации родительского образования на базе нашего детского сада в 2010 году была открыта инновационная площадка негосударственного образовательного учреждения «Академия родительского образования» города Перми.
Одной из форм работы с детьми и взрослыми является составление словаря с собственным толкованием основных этических и нравственных понятий и представлений.
С этой целью был разработан проект по реализации технологии «Словарь дошкольника», направленный на формирование нравственных ценностей детей и взрослых.
Цель проекта : апробация в практике деятельности социально-педагогической технологии по духовно- нравственному воспитанию детей и взрослых «Словарь дошкольника»
Задачи:
1. Изучить социально-педагогическую технологию духовно-нравственного
воспитания детей и взрослых.
2. Создать условия для реализации педагогического проекта.
3. Отработать современную индивидуальную форму работы с родителями и
детьми «Словарь дошкольника» на практике.
4. Разработать методические рекомендации по использованию данной
технологии для реализации в ДОУ.
Этапы реализации проекта :
Первый этап. Подготовительный.
Цель: разработка содержание проекта, создание условий для его реализации.
Мероприятия по реализации:
• Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании;
• Разработка анкет для родителей;
• Разработка опросников для детей;
• Подбор семей, которые дали согласие на участие в реализации проекта;
Основной формой взаимодействия детей и взрослых являются уроки семейной любви. Главная цель уроков – создать условия для осознания человеком своих отношений с окружающим миром: взрослый или ребенок – они сами для себя отвечают на вопросы: кто они, кого они любят, что ценят в своей жизни, какие понятия и нравственные категории для них важны. Один из приемов уроков любви: составление толковых словарей. Мы выбрали словарь нравственных категорий, таких как : друг, дружба, добро, гнев, злость, радость, жадность и т. д.
Второй этап. Основной (деятельностный).
Цель: апробация и внедрение в работу с родителями и детьми социально-педагогической технологии «Словарь дошкольника».
Основные формы работы :
• Создание картотеки поговорок, пословиц, крылатых фраз из различных словарей и других источников в родительский уголок;
• Проведение родительского собрания: «Словарная работа – как средство ознакомления с окружающей жизнью»;
• Консультации по теме: «Роль семьи в жизни дошкольника»;
• Чтение познавательной художественной литературы;
• Создание альбомов с художественными портретами;
• Использование сюжетно-ролевых игр с целью обогащения словаря детей;
• Индивидуальные задания;
• Создание авторских дидактических игр на эмоции;
• Использование дидактических словесных игр на занятиях, в совместной и свободной деятельности;
• Создание буклетов «Словарь дошкольника» и «Добродетели».
Результатом реализации данного этапа стала разработка методического и дидактического сопровождения для реализации данной технологии в работе с семьей.
Третий этап. Аналитический.
Цель: анализ итогов работы, презентация технологии «Словарь дошкольника».
Опыт дошкольного учреждения по реализации социально-педагогической технологии «Словарь дошкольника» был представлен на 5 Всероссийских родительских чтениях «Добродетели есть суть высокой нравственности человека» в городе Перми.
Результаты реализации технологии обсуждались на краевом круглом столе «Технология духовно-нравственного воспитания детей и взрослых. Практика. Проблемы. Находки».
В процессе реализации проекта были получены следующие результаты:
Внедрена в педагогический процесс социально-педагогическая технология духовно-нравственного воспитания взрослых и детей.
Разработан пакет методических рекомендаций по реализации технологии.
Созданы условия для взаимодействия родителей и детей в вопросах социально-нравственного воспитания.
Реализация технологии «Словарь дошкольника» способствовала формированию у родителей и детей адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека.
Считаем, что реализация социально- педагогической технологии духовно-нравственного воспитания является современной, актуальной и эффективной формой родительского образования.
Литература:
1. Алексеева М. М., В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 3-е издание стереотип. – М. : издательский центр «Академия», 2000, - 400с.
2. Абрамова Н. «Словарь синонимов русского языка»– 7-е издание, стереотип – М. : Русские словари, 1999, «Толковый словарь» - 638с.
3. «Добродетели». Книга для родителей по воспитанию в детях добродетели. – Балашов, изд. «Николаев», 2005г. – 264с.
4. Мулько И. Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
5. «Энциклопедия воспитания и развития дошкольника» под ред. Л. Ю. Субботиной. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2001 – 479с.