Екатерина Фартукова
Конспект логопедического занятия «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия на тему
«Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
Составила: педагог Фартукова. Е. В.
г. Саратов.
Цель: развитие творчески активной личности учащихся в театрально-исполнительской деятельности.
Задачи:
Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Скороговорки, Чистоговорки, Упражнение для развития речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Темочки
Развивающие : развитие творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления; развитие навыков начально-технического мастерства.
Воспитательные: побуждение интереса к разным видам театрального искусства; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.
Виды детской деятельности: коммуникативная.
Форма занятия : речевое общение, беседа, словесная игра.
Методы проведения:
Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение скороговорки, чистоговорки).
Практический (выполнение упражнений и заданий).
Наглядный (наблюдение)
Игровой (творческая игра)
Технологии: здоровьесберегающие.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.
Литература: чистоговорки, скороговорки, упражнение для развития речи.
План урока:
I.Организационная часть
II. Основная часть:
1. Опрос-беседа:
а) Беседа о скороговорке
б) Работа над скороговорками
2. Чистоговорка
3. Физминутка «Бабочка»
4. Упражнения для развития речи
а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи
словечко»
б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)
III. Заключительная часть:
1. Рефлексия
Ход занятия:
I. Организационная часть
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении! Сегодня на занятии мы познакомимся с жанрами устного народного творчества – скороговоркой, чистоговоркой и с секретами сценической речи.
II. Основная часть:
1. Опрос-беседа.
а) Беседа о скороговорке
- Скороговорки любят и взрослые и дети. Что же такое скороговорка? Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.
- Скороговорки обязательный элемент на уроках театрального мастерства, потому что правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.
- Польза скороговорок : если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.
б) Работа со скороговорками
- Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно, шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.
- Следующее задание:
• Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.
• Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»).
• Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).
• Произнести скороговорку «На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса» удивлённо.
• Произнести скороговорку «Шапка да шубка –
Вот и наш Мишутка» радостно.
• Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.
• Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном, как президент.
2. Чистоговорка.
- А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
3. Физминутка «Бабочка»
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
4. Упражнения для развития речи
а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи словечко»
Был бы друг,
Будет и ….(досуг)
Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его (арбуз)
(В. Нестеренко)
Кран открой – пойдёт вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
Провели….(водопровод).
(М. Лапыгин)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я….(свёкла)
(Н. Френкель)
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как ….(статуя)
(С. Маршак)
Плачет кукла Алё нка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном (портфеле)
(Л. Фадеева)
Мы вернулись из кино –
Дома пусто и (темно).
(С. Михалков)
Прочитать стихотворение орфоэпически:
Как на горке - снег, снег.
И под горкой снег, снег.
И на ёлке – снег, снег.
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)
б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)
- Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.
1. Тише, жабы! (Тихо, тоном предупреждения.
Ни гугу – Можно использовать жест
палец к губам.)
Ходит цапля на лугу. (Тихо – тоном испуга)
Чтобы не было беды, (Совсем тихо, шёпотом)
Наберите в рот воды.
III. Заключительная часть:
Рефлексия
Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.