Ершова Ирина Михайловна
Занятие по социально-коммуникативному развитию в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуаций развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Сказочный лес»
Задачи:
• создать условия для формирования интереса у детей к познанию природы, к открытию ее тайн, логическое мышление, связную речь;
• побуждать детей к речевой активности, развивать активный и пассивный словарь на основе выявления свойств и признаков предметов, создавать ситуацию для развития диалогической связной речи (развитие речи);
Публикация «Занятие по социально-коммуникативному развитию в процессе познавательно-исследовательской деятельности „Сказочный лес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• поддерживать интерес и потребность в общении со взрослыми и сверстниками, создавать условия для развития личностных качеств : уверенность в себе, активность, самостоятельность,
нравственных: доброжелательность, отзывчивость (социально- коммуникативное развитие);
• способствовать художественно- эстетическому развитию детей : реализация творческого замысла, умение слушать и слышать звучание предметов тихо- громко (художественно- эстетическое развитие);
• обеспечить условия для развития мелкой моторики пальцев рук, двигательной активности детей (смена мизансцен, эмоциального благополучия (физическое развитие)
Словарная работа: лес, дерево, кустарник, трава, ярусы леса, корень, часть, «пьёт».
Организация детских видов деятельности :
- общение со сверстниками;
- общение ребенка со взрослыми;
- игры- экспериментирования
Предварительная работа: заучивание девиза занятий, физкультминутки, изучение правил поведения в лесу, знакомство с растительностью местности, изучение строения растений, проведение опытов, игр на внимание.
Мотивация: появление в группе Лешего.
Вводная часть
Воспитатель приветствует детей входит человек в костюме Леший
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии. Давайте вспомним девиз занятия : «С голубого ручейка начинается река.
А занятие- начинается с улыбки!» Сегодня к нам пришли много гостей, давайте с ними поздороваемся.
Но это ещё не все гости, ещё к нам пришёл необычный гость, давайте посмотрим кто- же это. ( Леший: Здравствуйте, дети, я Леший! А пришёл я к вам не просто так, а по делу. Вот живу я в лесу много лет, а про растения, которые меня окружают ничего не знаю, вот и хочу вас попросить рассказать мне о них.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Лешему? (эмоциональные отклики детей) а ты, слушай внимательно (перед детьми вывешивается таблица «Жизненные формы растений»). Дети выполняют просьбу воспитателя и показывают свое настроение (движениями, мимикой) Высказывания детей, обоснование своих ответов Создание эмоционального и познавательного настроя на предстоящую деятельность Условия для речевой активности, поддержания интереса к общению, мотивация к познавательной деятельности
Основная часть
Леший: Вот такое растение растет в моем лесу (показывает на дерево).
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
Воспитатель: Кто знает, как они называются? (ответы детей) Докажите, что это именно они. А кто знает, какие названия деревьев? (ответы детей)
Леший: а это что? (показывает на кустарники)
Ветви у него густы,
Сам он тонкий, хрупкий.
Ягодки с него сорву,
Потому что достаю
Воспитатель: Давайте подскажем Лешему Докажите, что это именно они. А кто знает, какие названия кустарников? (ответы детей).
Леший: А это мои самые маленькие друзья, (показывает на травянистые растения)
Я сижу- она щекочет,
Я бегу – и здесь она.
Никогда ее не сеял
Она выросла сама.
Воспитатель, выслушав ответы детей: Докажите, что это именно они. А кто знает, какие названия травянистых растений? (ответы детей).
Воспитатель: Они такие разные, а называются одним словом «растение». А как вы думаете, от какого слова происходит слово «растение»? (воспитатель выслушивает ответы детей, в конце подводит вывод: какими признаками обладает растение)
Воспитатель: в лесу растения располагаются, как этажи многоэтажного дома, а этажи эти называются ярусы (воспитатель вывешивает схему «Ярусы леса») Ребята, посмотрите на схему и скажите, какие растения живут на 1, 2, 3 ярусах. Какую закономерность вы заметили? (ответы детей)
Леший: Ребята, а как же и могучие деревья, и тоненькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают? (дети отвечают, что их держит корень) (Дети рассматривают гербарии различных растений с развитой корневой системой)
Воспитатель: Зачем необходим корень растению? (выслушиваются ответы детей). Давайте проведём небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего ещё нужен корень всем растениям.
4. Проведение опыта.
Так какой же мы сделаем вывод: только ли для того, чтобы держаться на Земле и не падать нужен растениям корень? (так растение «пьёт» воду и получает, растворенные в ней, питательные вещества из земли, без корня они бы не могло жить).
5 Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Воспитатель: Ребята, а теперь Леший хочет с вами поиграть.
Игра на внимание: «Деревья, кустарники, травы» (когда Леший говорит слово «травы»- дети присаживаются, «кустарники»- поднимаются, «деревья»- встают во весь рост и поднимают руки, Леший путает детей: слова говорит одни, а движения делает другие)
6. Закрепление изученного (самостоятельная работа- моделирование)
На столе разложены изображения с частями растений, детям предлагается соединить их так, чтобы получились дерево, кустарник и травянистое растение. Воспитатель: Как одним словом мы можем назвать то, что у нас получилось? (лес) Леший, а ты бы хотел жить в нашем лесу? Леший: Да, очень хотел бы! А то в моём лесу такое твориться!
(звучит тревожная музыка)
Очень опасно стало в лесу,
Отчего я никак не пойму!
Кто бутылки и мусор бросает?
Кто костры без конца разжигает?
Кто животных и птиц истребляет?
Кто спокойно в лесу жить мешает?
Так, друзья, скоро лес весь погибнет,
И беда всех людей настигнет!
Я прошу: «Помогите! Спасите!
От врагов вы мой лес защитите!»
Воспитатель: Ребята, на что жалуется Леший? А чем вы бы могли помочь в лесу, Лешему? Какие правила поведения на природе вы знаете? (дети называют правила поведения, а воспитатель вывешивает карточки-иллюстрации " Правила поведения в лесу")
Дети высказывают предположения, выполняют определенные действия (ответы детей)
Дети в стакан, с подкрашенной водой, опускают прозрачные трубочки, в которые внутрь засунута марля, не до конца и имеет вид корней. Дети наблюдают, как вода поднимается вверх.
Заключительная часть
Подарки от Лешего
7. Итог занятия.
Леший: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях, я рад, что вы такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе. Я пришел к вам не с пустыми руками, а с корзиной шишек, которую дарю вам, а вы сделаете из них поделки, и я обязательно приду на них посмотреть. Хорошо! До свидания! (дети прощаются)
Воспитатель:
Что мы делали сегодня?
Кто нам помог узнать много интересного о предметах, которые нас окружают?
Как нам помогал?
Что показалось интересным?
Высказывания детей