Валентина Завадская
Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию
Публикация «Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
воспитатель МАДОУ № 42 В. В. Завадская
Задачи:
-Учить вести беседу, инициативно высказываться, продолжать знакомство с былинными героями Руси, обогащать словарь, словами, обозначающими качества людей, понятием смелость.
- Развивать коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей, чувства заботы и любви к людям, стремление помогать им, радовать их.
Оборудование: мольберт, картина Васнецова «Три богатыря», ММ-оборудование, презентация, мешочек, дубовые листья.
1. Организационный момент.
Дети заняты свободной деятельностью.
Входит педагог, здоровается с детьми:Здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Витальевна, я пришла к вам из другого детского сада, а как вас зовут я вижу по вашим бейджикам. Когда мои воспитанники узнали, что я иду к вам, они попросили передать вам эту картину (показываю на картину). Вам она знакома? Краткий обзор картины Васнецова «Три богатыря». Вчера, я с моими воспитанниками, совершили путешествие по сказкам о богатырях земли русской. Ребята ближе познакомились с былинными богатырями, помогли главному герою, попавшему в беду. Им пришлось встретиться с трудностями на пути, но они справились. Им очень понравилось путешествие. А вы хотели бы попасть в сказку?
Дети: Ответ детей.
Педагог: тогда вам нужно будет закрыть глаза и представить, как мы попадаем в сказочный мир, можно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной! Два раза топни, два раза хлопни. Вокруг себя повернись в сказке очутись.
(на экране появляется богатырь с обращением к детям).
2. Основная часть:
2 слайд Речь богатыря : «Добры молодцы, да красны девицы! Напал Змей-Горыныч на нашу Русь-матушку. Встали богатыри на защиту люда русского, да случилась беда. Украл Змей Горыныч у меня узелок заветный, с моей смелостью богатырской и увез его в свое царство далекое. Что же мне теперь делать? Какой же я теперь богатырь без моей смелости? Вы мне можете помочь?»
Дети: ответ детей.
Педагог: Вы знаете что это за узелок заветный? (версии детей). Давайте я вам расскажу: «В Древней Руси идя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок дубовый и горсть родной землицы. Этот обычай сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу, смелость людям, ему поклонялись и отдавали честь». Змей Горыныч забрал узелочек со смелостью богатырской. Как мы можем помочь богатырю, что нам нужно сделать?
Дети: ответ детей
Педагог: отправляемся в путь!
Педагог: Чтобы набраться силы и смелости нам нужно по-богатырски разминку провести. Повторяйте за мной!
Физкультминутка
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут»)
Очень сильные, (останавливаются, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
Слайд 4 На интерактивной доске изображение камня. (Под камнем сложены надписи разрезные картинки)
Педагог: на нашем пути преграда! Что это?
Дети: ответ детей.
Педагог: Правильно, это камень-указатель, но где стрелки? Их кто-нибудь видит? (Разрезанные стрелки лежат под камнем). Что же делать, как нам узнать куда идти?
Дети: ответ детей.
Дети соединяют части разрезанных стрелок.
Педагог: кто из вас может прочесть, что написано на стрелке? (если дети затрудняются, воспитатель читает сама).
Педагог: как вы думаете, ребята, по какой дороге нам нужно пойти, чтобы найти заветный мешочек богатыря со смелостью.
Дети: ответ детей
Дети с педагогом отправляются в путь. Педагог подводит детей к стульям.
Педагог: вот мы и пришли на полянку, присаживайтесь.
(На интерактивной доске дорога в лес дремучий, на поляне избушка бабы-Яги).
5 слайд Педагог:
Лес дремучей перед нами,
За тяжелыми ветвями
Прячется изба кривая,
Там живет Яга хромая.
Воспитатель: избушка-избушка встань к лесу задом к нам передом.
Баба-Яга: Фу-фу-фу русским духом пахнет! Зачем пожаловали касатики?
Педагог: ребята, кто может рассказать Бабе Яге, куда мы путь держим?
Ребенок: (ответ)
6 слайд Баба-Яга: слышала, про беду земли русской. Эх так уж и быть помогу вам, если выполните мое задание. Угадайте, как звали богатыря, о котором расскажу, и получите волшебный клубок. Он приведет вас к Змею Горынычу.
7 слайд Баба Яга: «По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав его спокойный, ласковый, добрый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его. (Добрыня Никитич)»
8 слайд На интерактивной доске изображение богатыря Добрыни Никитича.
9 слайд Баба Яга: «В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них один сын. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет сын на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся». (Илья Муромец — Воспитатель обращает внимание детей на название города Муром и имя богатыря.)
10 слайд На интерактивной доске изображение богатыря Ильи Муромца.
11 слайд Баба Яга: «Он из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. Зовут его. (Алеша Попович)». (Воспитатель обращает внимание детей на созвучие слов «поп» и «Попович».)
12 слайд На интерактивной доске изображение богатыря Алеши Поповича.
На интерактивной доске изображение Бабы Яги.
13 слайд Баба Яга : ишь, молодцы касатики, справились с заданием. Вот вам волшебный клубочек, он приведет вас к Змею Горынычу.
Педагог: не боитесь идти к Змею Горынычу?
Ответ детей.
Педагог: какие смелые ребята! Вы хотите идти дальше? А в пути для прибавления силы и смелости что можно сделать? Богатырскую разминку повторим?
Физкультминутка
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут»)
Очень сильные, (останавливаются, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
На интерактивной доске появляется изображение Змея Горыныча
14слайд Змей: Лишь смелые и храбрые могут найти мое царство! Кто вы такие? Зачем пожаловали ко мне?
Дети: ответ детей.
Педагог: Ребята, а вы можете попросить Змея Горыныча отдать нам мешочек со смелостью так, чтобы он сам захотел это сделать? Как вы это будете делать?
Упражнение. (Дети обращаются к Змею Горынычу с просьбой).
15слайд Змей: Видно придется отдать вам мешочек со смелостью. Да и взял я его, только потому, что очень хотелось мне узнать, что такое смелость. А вы, ребята, знаете, что такое смелость?
Дети: ответы детей.
Педагог: в случае затруднения спросить у детей: - «Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, оказавшись на поле боя». Выслушать ответы детей. Интересующий ответ страх.
Любой человек может испытывать чувство страха. Даже самый смелый. Умение преодалеть свой страх и есть что… смелость. Победить страх не всегда просто, поэтому иногда люди придумывают для себя талисманы, которые помогают им преодолевать свои страхи»
16 слайд Змей: Спасибо ребята, что рассказали мне, что такое смелость. Уговорили, отдам вам мешочек со смелостью. Для того, чтобы появился у вас мешочек произносите волшебное заклинание. Топ, топ. Хлоп, хлоп. Глаза закрой.
Вокруг себя повернись, Мешочек с смелостью появись!
Ну а мне пора! До свидания! На интерактивной доске Змей Горыныч улетает.
Педагог: Попробуем произнести волшебное заклинание?
Топ, топ. Хлоп, хлоп.
Глаза закрой.
Вокруг себя повернись,
Мешочек с смелостью появись!
Педагог незаметно для детей берет в руки маленький мешочек.
Педагог: посмотрите, ребята, вот он заветный мешочек. Сдержал слово Змей Горыныч.
Появляется изображение богатыря.
17 слайд Богатырь : Спасибо вам молодцы, да красны девицы. Лихо вы справились со всеми трудностями. Выручили вы меня. Дружно преодолели все преграды. Я снова обрел свою смелость и хочу поделиться ею со всеми. Развяжите мой мешочек и каждый возьмите талисман «Листок дуба», чтобы вы были всегда смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
19слайд Изображение дуба. Педагог отдает детям мешочек, и они достают оттуда по листку.
Подведение итогов.
Педагог: ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что нового для себя вы узнали? (Выслушать ответы детей). Ну а на память о путешествии я оставляю вам картину.
Прощается с детьми.