Алла Николаевна Пушкина
Практические советы, направленные на формирование лексики и грамматического строя у дошкольников «Сказочные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочные истории
Устная речь требует быстрой реакции, умение на лету найти нужное слово, подобрать синоним, нет времени для отбора слов, приходится применять те слова, которые есть в нашем пассивном словаре, если не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства, то возникают оговорки и недосказанность, паузы – устная речь становится затрудненной. Обогатить словарь детей, пассивный насытить и перевести слова в активный словарь – это наша задача. Один из способов это сочинение и рассказывание сказок, сказочных историй.
Публикация «Практические советы, направленные на формирование лексики и грамматического строя у дошкольников „Сказочные истории“» размещена в разделах
Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сюжетов, представить героя, его особенности, внешний вид, характер, а затем, рассказывая эту историю, ребёнок должен владеть богатым словарём и умением строить логически высказывание.
В сказках ребёнок слышит богатый русский язык, его особенности, массу прилагательных, глаголов, изобразительных средств. Сказка помогает детям усваивать не только синтаксические конструкции, но правильные моральные нормы, различать добро и зло, развивают фантазию ребёнка.
Этапы обучения дошкольников сочинению сказок:
• Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, рассматривание картинок)
• Беседа по сказке (умение отвечать на вопросы, придумывание новых названий, подумать над поступками героев, сравнение персонажей, кто тебе больше понравился и почему, почему произошло именно так….)
• Отражение своих чувств через лепку, конструирование, рисование
• Сочинение сказки (продолжение или наоборот)
• Разыгрывание сюжета сказки (театр, эмоции. Воображение. Передача характера жестами)
• Изготовление самодельных книжек, спектаклей для других детей и родителей
Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок
Закончи сказку
Развитие умения логически завершить рассказ, активизировать словарный запас.
Педагог предлагает простейший рассказ, сюжет из нескольких предложений, затем обращается с просьбой закончить её. Могут быть вопросы вспомогательные: что увидел мальчик, что с ним случилось, что он собирал, кто помог ему….(рассказ «Как Петя собирал грибы»)
Сочинение по серии картинок
Обогащение прилагательными, красивыми оборотами, изобразительными средствами. Помочь увидеть красоту героев, яркость образов, характер персонажей, логика событий, развитие творческого мышления.
Коллективное сочинение
Учим сочинять сказку поэтапно.
Дети предлагают тему, героев, а взрослый следит за сюжетом, привлекает детей к его развитию. Игра приучает ребёнка более чётко, конкретно продумать сказку, сюжет, свои слова, чтобы его понял следующий игрок, который будет придумывать продолжение (взрослый в конце собирает все вопросы по сюжету сказки: с чего начинается, что случится в середине событий, какой момент будет самым интересным, чес закончится – и дети начинают сочинять коллективно одну сказку)
Инсценировка
Цель такого этапа – активизация творческого отношения к слову (мимика, жесты, интонация)
Сказка по заданной теме
Ребёнку предлагается сочинить сказку в рамках сюжета, следовать определённому плану, действовать в рамках обстоятельств. Одному ребёнку будет легко это сделать, потому что нужно просто подставить слова по смыслу, а другому трудно – следовать чужой задумки и соблюдать рамки сюжета (например сказка «про котёнка», предложения должны содержать слова – пушистый, трусливый, прыгает, осторожный) Интересным может быть сказка про неодушевлённые предметы («сказка про то как сумка путешествовала»)
Сказка об игрушках.
Сочинение сказки сопровождается действиями игрушек, персонажей. Показать словами характерные признаки персонажа (цвет, форма, материал) уметь подбирать словесные сравнения, внешние признаки, подбирать нужные определения, на этом же словарном материале и строить свою сказку.
Сказка на свободную тему
Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Здесь всё должен сделать ребёнок сам, придумать название, сюжет, героев. Характер, использовать свой жизненный опыт, чтобы построить сюжет, чётко излагать свои мысли. Задача педагога – создать эмоциональное настроение, дать толчок творчеству ребёнка.