Ирина Осотова
«Сказочное времечко». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема занятия «Сказочное времечко». Для детей старшей группы.
Программное содержание:
Цель. Знакомить детей с русской сказкой.
Задачи.
Учить коллективному творчеству, умению задавать вопросы.
Публикация «„Сказочное времечко“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитывать доброжелательность, умение слушать друг друга.
Развивать внимание, воображение, память.
Оборудование. В группе организована выставка книг и иллюстраций к сказкам.
Сундучок, клубок, яблоко.
Активизация словаря: Развивать у детей в диалоговую речь, помогать им высказать свои мысли.
обогащать словарь омонимами, синонимами, использовать правильную форму глагола «кладу».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Занятие начинается стоя у выставки книг.
Воспитатель читает стихотворение В. Бердиса «Сказочное времечко».
Сказочное времечко, времечко желанное,
Тихо начинается сказка долгожданная.
Проведут тропиночки нас в края далекие
Через чащи темные и моря глубокие.
Царство тридесятое чудесами славиться,
Но со злыми чарами мы сумеем справиться.
2. Основная часть.
- Любите ли вы сказки?
- А хорошо ли вы их знаете? Сейчас мы это проверим.
Небольшая викторина.
- Кто знает, как начинаются сказки?
дети. … В некотором царстве, в некотором государстве.
Жили были.
А вот сказка Ершова (взять в руки книгу) «Конек Горбунек» начинается такими словами…
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
- Какие животные помогают сказочным персонажам?
Дети - Щука, серый волк, золотая рыбка.
Сивка-Бурка, корова (Крошечка Хаврошечка).
О чем бы вы попросили этих животных?
Ответы детей.
- А каких сказочных персонажей вы знаете?
Предложить детям сесть на стулья.
Воспитатель - А я хочу вам рассказать сказку о словах.
В некотором царстве, в некотором государстве продавали слова. Продавцы кричали. Кому, кому иголки? Иголки понадобились многим – ежам, кактусам, дикобразам, соснам, елям и конечно портным.
Кому, кому язык? И животным, и людям, и даже огню.
Нос – людям, животным, лодкам, кораблям, катерам (стали бороздить своими носами просторы морей и океанов).
Хвост – животным, птицам, поездам.
Кисть у смородины, винограда, рука человека, у художника, на знамени (золоченые кисти).
Дворник – человек, дворники у машины. И очень быстро продавцы распродали свои слова.
Моя сказка о том, как продавали слова. А в жизни продают на рынке слова?
- Какие волшебства случаются в сказках?
- Чем сказка отличается от были?
Ответы детей.
А бывает так, что в сказке люди воплощают свою мечту.
Раньше, когда не было магнитофона и радио, люди придумали гусли самогуды, волшебную дудочку. А потом их мечта воплотилась, и сейчас музыку слышим и из телевизора, радио, плеера, проигрывателя, компьютера, телефона и даже из игрушек и открыток.
Когда не было транспорта, люди придумали ковер-самолет и сапоги-скороходы. Как сейчас воплотилась эта мечта? На чем можно ездить и перевозить груз?
Дети называют виды транспорта.
Встали в кружок. Разминка. «Поезд мчится, скрежеща жи-жи-жи, ч-ч-ч, ш-ш-ш, ща-ща-ща».
Ехали, ехали, к бабушке приехали.
Игра. Дети в кругу, водящий в центре.
У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке 7 сыновей, все без бровей
С такими ушами, с такими глазами, с такой бородой (сопровождается показом).
Ничего не ели, на нее глядели, делали вот так (ведущий показывает, дети повторяют).
Какие предметы помогают сказочным героям?
Дети - Волшебная палочка, цветик-семицветик, дудочка и др.
А у Маланьи у старушки был сундучок. Достали листочки с нарисованной капелькой.
Первое задание - дорисовать капельку, превратить ее во что хотите.
Дети рисуют, из капельки (мышку, зайчика, грушу и т. д.).
Второе задание - составить сказку.
Клубок волшебный поможет придумать сказку. Когда доходит до воспитателя он подправляет сюжет.
За то, что дети придумали хорошую сказку достанем из сундучка подарок. А что лежит в сундучке вам поможет игра.
Игра «Да и нет». Можно задавать вопросы, а ведущий может отвечать только «да» и «нет».
Дети отгадывают. достаем яблоко.
В каких сказках речь идет о яблоке?
3. Заключительная часть.
Вот и пустой наш сундучок. Придумай и положи в сундучок Маланьи, слова кончаются на «ок». (Платок, чеснок, узелок и др.)
Молодцы, вы сегодня меня порадовали.
Сказочное путешествие завершилось. Красивые и могучие, свободные и сильные наши предки, оставили нам богатое наследство - это русский язык.