Лучший педагог года

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Елена Степушкина
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Аннотация. В данной стать речь идет о сказкотерапии, как методе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особое внимание уделено роли сказки в формировании личности ребенка.

Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, духовно-нравственное воспитание, развитие личности

Духовно-нравственное воспитание – педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Нравственное воспитание заключается в развитии таких качеств у детей дошкольного возраста как: уважение к старшим, правдивость, гуманность, приверженность труду, порядочность, справедливое отношение, чувство долга, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, воспитание начал ответственности.

Использование сказкотерапии, как одного из самых мощных средств, помогает в нравственном воспитании дошкольников. Это – прекрасный метод передачи опыта, знаний, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка

Ребенок и сказка всегда идут вместе. Сказки дают ребенку свободу мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.

Мир взрослых предсказуем, систематизирован и определен, а мир детей, наоборот, не имеет четких границ. Ребенок познает мир и развивается как личность благодаря сказке. Для воспитания и развития личности детей, сказки хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения и назидания. События сказочной истории естественны, вытекают одно из другого, ребенок осваивает причинно-следственные связи, существующие в мире, учится сочувствовать и сопереживать. Сказка оказывает влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка. В ней затрагивается отношение человека к самому себе, окружающему миру, другим людям. Ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений через образы сказок. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: борьба добра со злом, любовь, отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь. [1, c.7]

У маленького ребенка очень развит механизм идентификации. Процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проигрывание сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, позволяет смягчить поведенческий негативизм, способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.

В сказкотерапии используют в основном четыре типа сказок:

- дидактическая

- психологическая

- психокоррекционная

- психотерапевтическая

Дидактические сказки помогают ребенку усвоить новые знания, умения, действия.

Психологическая сказка концентрируется на психологической стороне знаний, умений и действий. Психологическая сказка отвечает на вопросы – зачем помогать друзьям, заботиться о близких людях, узнавать новое и способствует личностному развитию ребенка.

Психокоррекционная сказка сочиняется для того, чтобы оказать влияние на установки и поведение ребенка.

Психотерапевтическая сказка – жемчужина сказкотерапии. Психотерапевтическая сказка обладает максимальной силой воздействия, должна быть глубокой, мудрой. В ней затрагивается отношение человека к самому себе, другим людям, окружающему миру. [2, c.45]

Структура занятий:

1. Приветствие. Создание атмосферы группового доверия и принятия.

2. Разминка. Настройка на продуктивную групповую деятельность активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в занятие.

3. Основная часть. Развитие психических процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

4. Заключение. Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта. [1, c.9]

Главная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Ребенок встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым. Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами агрессии, неуверенности в себе, принятием своих чувств, тревожности и страхов, застенчивости и стыдливости. [3, c.4]

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым статусом и

психотерапевтическим потенциалом сказки, которая воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоционально-ценностный мир, а значит, на коррекцию неадекватного отношения к себе, к миру, к людям, к своему месту в мире.

Список использованной литературы:

1. Свистунова Е. В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия. – М. :Редкая птица, 2019. – 176 с.

2. Строгова Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 88 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. : ООО Речь, 2006. – 128 с.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2024 в 15:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД