Екатерина Косолапова
Сказкотерапия как элемент взаимодействия семьи и педагога-психолога в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Публикация «Сказкотерапия как элемент взаимодействия семьи и педагога-психолога в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника.
Знакомство специалиста в семьей начинается с анкетирования, анализ позволяет педагогу-психологу определить трудности в адаптации
Работа с родителями в период адаптации важная задача образовательной системы. Ребенок, находясь между двумя важнейшими институтами воспитания (семьей и образовательным учреждении, оказывается в мире противоречивых требований, что может повлиять на его эмоциональное и психологическое развитие. Задача педагога-психолога предотвратить негативное влияние на несформированную психику ребенка, наладить сотрудничество между педагогами и родителями, тем самым создать благоприятную атмосферу для успешной адаптации.
Ознакомление родителей с методом сказкатерапии происходит в неназязчивой форме, важно рассказать об особенностях терапевтической сказки, ее влиянии, способах применения.
Безусловно роль родителя не заключается в психокоррекции ребенка, а лишь применение элементов сказкатерапии.
Предложив картотеку сказок, для самостоятельного чтения дома,где описаны ситуации с которыми сталкиваются герои сказок при адаптации к условиям детского сада
Педагог-психолог знакомит с «Сундучком сказок», его содержимым. Совместно с ребенком и мамой специалист демонстрирует взаимодействие персонажей, проговаривая отрывок сюжета из сказки. А так же предлагает :
Придумать продолжение к известной/предложенной сказке
- При отсутствии сказочного героя, изготовить самостоятельно, ребенку наделить его необходимыми качествами (доброта, смелость, отзывчивость)
- Записать краткое содержание сказки
- Проиграть новую историю
Таким образом в своей работе психолог использует не только готовые психокорекционные сказки, но и авторские. Т. е сказки которые составлены родителями совместно с детьми, где главными героями являются любимые детские персонажи.
Авторская сказка строится в соответствии с четким алгоритмом, только тогда она будет наделена волшебной силой, способной повлиять на эмоциональное состояние ребенка и содержит следующие критерии:
1) Выбор героя, определение его местонахождения (лес, избушка, королевство и прочее)
2) Расставание с родительским домом
3) Выбор пути, проверка на доброе сердце
4) Борьба и победа
5) Возвращение домой
6) Празднование победы над трудностью с которой герой сталкивается
Выполняя работу по изготовлению героя сказки, родные уделяют особое внимание деталям игрушки: она должна подвергаться стирке, не иметь острых элементов, помещаться в сундучок, быть яркой и узнаваемой ребенком
Проигрывание сказочного сюжета составленного в соответствии с требованиями построения авторской терапевтической сказки, с любимым героем в главной роли, у детей раннего возраста наблюдается положительный отклик. Ребенок активно взаимодействует с различными персонажами из сказки, справляется с задуманными трудностями совместно с родителями, которые активно вовлечены в процесс.
Однако на этом работа не заканчивается, а плавно перетекает в образовательное учреждение
Постепенное пополнение картотеки сказок и сундучка новыми героями у педагога-психолога расширяется поле возможностей для развития сюжетов, здесь герои знакомятся друг с другом, находят новых друзей, вместе танцуют, поют веселые песенки, учатся играть на одной полянке дружно, делятся игрушкам….
Предложить ребенку совместно с педагогом-психологом обыграть его сказку
- Создать позитивный настрой
- Идентифицировать ребенка с героем
- Помочь выразить собственные чувства (радость, страх,обида, гордость, волнение, удивление, восторг)
- Способствовать выработке адекватной самооценки
- Формирование социализации (ознакомление с ролевыми позициями, правилами групповых требований)
- Расширений знаний об окружающем мире
- Озвучивание ролей способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, речевой коммуникации, воображению
Разместив сунчудок сказок в доступном для детей месте (например уголке уединение, там где ребенок ощущает себя в полной безопасности, может побыть наедине с собой и перевоплатиться в того самого сказочного героя, подпитаться теми качествами, которыми он наделил своего персонажа
Считаем, что метод сказкотерапии «Сундучок сказок» эффективен в период адаптации детей к детскому саду. Облегчить адаптационный период можно, добиваясь эмоционального комфорта детей, вовлекая родителей в образовательный процесс через совместный процесс сказкотерапии. Сказка позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию, найти выход из нее и стать более уверенными в себе. Сказкотерапия поможет справиться со стрессом. Дети идентифицируют себя с главными героями сказок, поэтому слушая истории о ребятах или зверях, похожих на них, им легче бороться со своими страхами и переживаниями. Во время игры ребёнок принимает на себя роль какого-любого героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую, самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.