Алия Малышева
Консультация логопеда «Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед логопедом, работающим с детьми со стертой формой дизартрии, стоит задача поиска наиболее эффективных средств на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Одним из таких средств являются зрительные символы звуков. Использование зрительных символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и "подстраивать" свою артикуляцию до получения нормированного звука.
Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между:
• восприятием звука на слух;
• зрительным образом артикуляционного уклада данного звука;
Публикация «Консультация логопеда „Сказать — значит забыть, показать — значит запомнить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
• двигательным ощущением при его произнесении.
Эти связи способствуют фиксации внимания ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией отрабатываемого звука.
Много разработано зрительных символов, различных условных обозначений, помогающие сформировать осознанные представления детей о положении артикуляционного уклада при произнесении звуков, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развить речеслуховую память и внимание.
Предлагаю вашему вниманию, свои символы «звуки - человечки», отражающие положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Так как самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, я решила обратить на них особое внимание, придумала символы на свистящие и шипящие звуки.
Работа началась с артикуляционного уклада звуков путем использования компенсаторных возможностей организма (слуховых и зрительных, тактильных и кинестетических ощущений).
Логопед объясняет, что при произнесении некоторых звуков, в одних случаях кончик языка упирается в верхние зубы, в других случаях кончик языка упирается в нижние зубы. Сначала дети в зеркале рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, затем предъявляется символ «звук – человечек», в соответствии с ним ребенок должен определить нужный уклад названного логопедом звука.
Так при произнесении звука «С» - голосовые складки не работают (голосок "спит", поэтому глазки закрыты, значит, звук «С» глухой, губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, выдыхаемая воздушная струя холодная (логопед просит руку ребенка, дует на тыльную сторону ладони, ребенок ощущает холодную воздушную струю (сравнивается холодный воздух с холодной водичкой из-под крана, которая обозначается на кране синим цветом, поэтому «звук – человечек, мальчик в виде перевернутого треугольника (костюм с бантиком). Острый угол треугольника показывает, где должен быть язычок, в данном случае, острый угол находится внизу, значит, кончик языка находится за нижними зубами. Логопед показывает символ «знак – человечек – синий мальчик с закрытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "С".
Аналогично отрабатывается звук «З». Если голосовые складки вибрируют (работают, то голосок "просыпается" - глазки открыты и возникает звонкий звук, это звуки "З". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани. Логопед показывает символ «знак – человечек, синий мальчик с открытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "З".
При произнесении звука «Ш» - голосовые складки не работают (голосок "спит", поэтому глазки закрыты, значит, звук «Ш» глухой, губы несколько выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними зубами, выдыхаемая воздушная струя теплая (логопед просит руку ребенка, дует на тыльную сторону ладони, ребенок ощущает теплую воздушную струю (сравнивается теплый воздух с теплой водичкой из-под крана, которая обозначается на кране красным цветом, поэтому «звук – человечек, девочка в виде треугольника (платья, острый угол треугольника показывает, где должен быть язычок, в данном случае, острый угол находится вверху, значит, кончик языка находится за верхними зубами). Логопед показывает символ «знак – человечек, красная девочка с закрытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "Ш".
Аналогично отрабатывается звук «Ж». Если голосовые складки вибрируют (работают, то голосок "просыпается" - глазки открыты и возникает звонкий звук, это звук "Ж". Работу голосовых складок определяют, прикладывая руку к гортани. Логопед показывает символ «знак – человечек, красная девочка с открытыми глазами». Затем ребенок с опорой на символ звука дает полную артикуляционную характеристику звука "Ж".